Не обойдется без любовной линии. Рыцарь плаща и кинжала теряет хладнокровие перед очаровательной Варварой Белозерской (Елена Бурлакова). Только вот девушку ссылают в Сибирь, и экспедитору Тайной канцелярии придется выбирать между долгом службы и сильным чувством к Варе. Примечательно, что в основе большинства детективных историй лежат реальные исторические факты из следственных материалов Тайной канцелярии и Преображенского приказа второй четверти XVIII века. «МК» задал режиссеру, сценаристу и продюсеру фильма Олегу Ряскову несколько вопросов.
— Олег, откуда у вас интерес к эпохе дворцовых переворотов? Что вас вдохновило?
— XVIII веком я увлекся достаточно давно. Еще работая в программе «Тайны века», мы готовили документальный фильм о Петре I. Вот тогда и возник интерес, результатом которого стал первый фильм из этого цикла — «Слуга государев». Затем появились и «Записки экспедитора Тайной канцелярии».
— Что оказалось самым трудным при воплощении замысла?
— Трудности в нашем деле только две: недостаток денег и времени. А если серьезно, то первый сезон сериала действительно испытал нас на прочность. Тогда решения надо было принимать быстро, и от них зависело все. Например, главная героиня легла в больницу накануне съемок, притом что мы репетировали три месяца! Произошла замена и с главным героем. Изначально на эту роль планировался Кирилл Плетнев. Но что-то не совпало с графиком его съемок, и произошла замена.
— Есть ли у Ивана Самойлова реальный прототип?
— И не один! Было около десяти молодцов, которые начинали работать экспедиторами под началом Ушакова, многие из армейских офицеров.
— Согласны ли вы с тем, что реформы Петра стоили тех жертв, что были?
— Скажу так: с Россией считались еще какое-то время даже после смерти Петра. Значит, мощь поднятой им державы была очевидна. Он победил в Северной войне самую лучшую армию Европы — шведскую. Привил европейскую культуру. Да, все шло с трудом. Историки до сих пор спорят, оправдан этот скачок или России был уготован «свой путь», пролегающий между Востоком и Западом. Но тем не менее прогресс был налицо, да, он строился на человеческих костях. Но сегодня, глядя на карту, ты понимаешь, что живешь в самой большой стране в мире, даже несмотря на то, что кто-то наплевал на кровь наших предков, пролитую в боях, и от нас «ушли» Крым, Севастополь...
— Как вы представляете себе жизнь в ту далекую эпоху? Чем бы вы занимались во второй четверти XVIII века?
— Ну, у меня есть определенные склонности к креативу, за плечами Архитектурный институт. Видимо, строил бы дворцы! (Смеется.)
— Бюджет фильма, учитывая воссоздание исторической эпохи, наверное, очень большой?
— Нет, для исторического сериала, или, скажем так, для авантюрного сериала на историческом фоне, просто мизерный. Вот во втором сезоне он уже больше соответствовал задачам. Что моментально отразилось и на размахе действия. А первый сезон получился более камерным.
— А как актеры пропитывались духом времени? Читали историческую литературу?
— Мы много с ними репетировали, готовились они и сами, конечно. Играющие иностранцев слушали, как те говорят по-русски, занимались с педагогами по речи, ходили на уроки верховой езды, фехтования.
— В одной из серий гремит пушечный залп. Он настоящий или это спецэффект?
— В первом сезоне стреляли «компьютерно», а во втором изготовили пушки и стреляли «вживую».