Даже самые замученные разницей во времени, расстояниями и не самой совершенной городской транспортной инфраструктурой журналисты тем не менее называют Баку отличным местом для работы в том смысле, что местный колорит позволяет освещать не только конкурс. «Чтобы понравиться гостям с Запада, власти перед началом конкурса выпустили нескольких политзаключенных», — бодро отчитывался в камеру британский телекомментатор.
Любители пересчитывать деньги в чужих карманах и затраты «европесен» констатировали рекордный для конкурса бюджет. По разным данным, страна потратила на «Евровидение» до полумиллиарда долларов (официально — 60 млн.), и Россия со своими официальными 26 (и «неофициальными» 50 миллионами) евро, вложенными в конкурс в 2009 году, уже не выглядит так внушительно, как раньше. По официальным данным, рекордсменом год продержался Дюссельдорф с 47 млн. евро, а «Евросонг-2010» в Осло удерживает до сих пор лидерство как самый экономный с потраченными 17 млн. евро. Впрочем, в Москве ничего не строили, а в Баку под нужды конкурса освоили огромную территорию, и эти траты не учитывались как прямые затраты, отчего и возникла такая разница между «официальными» и «неофициальными» данными. Только на сооружение спортивно-концертного комплекса «Кристал-холл» потратили 130 миллионов долларов. Трехкилометровую городскую набережную увеличили до 25 километров, разрушив ради этого несколько заводов и небольшой городской квартал. Проектируется и строится все исключительно при помощи западных подрядчиков, поэтому современная городская среда Баку вполне соответствует европейским представлениям об урбанизме, в то время как в Москве мы часто видим пародию на них. Размах обновлений здесь порождает ассоциации с Дубаем, хотя Запад и Восток, встречаясь, конечно, посмеиваются друг над другом. Так, три небоскреба комплекса Flame Tower («Башни огня»), выполненные в виде языков пламени, вырывающихся из холма, выглядят как нелепый корабль пришельцев, особенно когда ночью вспыхивают все светодиоды, опоясывающие эти здания. С другой стороны, Эйфелева башня тоже пугала парижан, но со временем... Остается надеяться, что со временем бакинские девушки поймут, что им совсем необязательно краситься в блондинок, если они, конечно, не хотят рассмешить европейцев. Сейчас вечерние бульвары Баку — это сплошной камеди клаб, притом что сами местные «блондинки», кажется, уверены в том, что они глянцевые иконы...
Чем ближе к финалу, тем больше разговоров о том, что со времен Петра под Полтавой, кажется, не миновать новой российско-шведской битвы. Подобное соревнование между еврохитом и этно-цирковым номером, кстати, вполне типично для «Евровидения». У шведки мароккано-берберских кровей Лорин все в порядке с музыкой, она явный лидер по всем прогнозам, но есть проблемы с постановкой, причем в телевизионном смысле. Живьем это выглядит отлично, но на экране гораздо мрачнее и скучнее. Очень много черного, лица артистки почти не видно, и даже искусственный снег не делает зрелище более веселым. Сама певица тоже дама весьма сложнопостановочная. Фанатка Майкла Наймана и Бьорк, не фанатка Интернета и новых технологий, она, безусловно, вещь в себе, чем, возможно, и привлекает дополнительное внимание. «Знаю, что звучит это как-то уж совсем по-хипповски, но я не хочу жить в цифровом пространстве, — сказала она прессе. — Хотя мне, конечно, жаль людей, с которыми я работаю и которые просто в шоке от того, что меня даже в Фейсбуке нет». Привлекло внимание общественности и активное участие Лорин в движении по защите прав женщин. В восточных странах, откуда она и сама родом, это вообще животрепещущая тема. Посещение женских приютов и громкие рассказы Лорин про то, как ее
Есть вероятность, что наших бабушек в социальных сетях тоже не найти, хотя это, наверное, единственное, что их объединяет с Лорин. В остальном они оригинальны на всю голову. Возникает подозрение, что ничего похожего на «Евровидении» еще не было: все-таки эйфория вокруг артиста обычно возникала как минимум после первой репетиции, а не после приземления самолета. Насколько велики у нас шансы победить в Баку? С этим вопросом «МК» обратился к джентльмену, который знает о «Евровидении» более чем достаточно — к Александру Рыбаку.
— Я очень хочу в следующем году еще раз приехать на «Евровидение» в Москву, — пошутил Саша в начале разговора, но в этой шутке серьезно звучала явная «угроза».
— Снова петь?
— Не обязательно, может быть, как композитор.
— То есть ты думаешь, что наши бабушки могут победить?
— И я на это очень надеюсь! Здесь дело в ощущениях. Мы можем пару дней говорить о том, что нужно для победы. Свет, звук, постановка номера, вокальная форма, песня, аранжировка — в общем, куча всяких скучных вещей. Но когда я в первый раз увидел бабушек, меня это очень тронуло. А если это происходит, то все остальное уже не важно. Так что я готов лететь в Россию!
— И новая песня у тебя на русском языке, а клип снят в Киеве. Видимо, русскоязычное пространство для тебя очень интересно...
— Как и любое другое. Я все-таки пою для людей, а не для граждан государств. Но еще для меня очень важно закончить учебу в консерватории, ради чего я занимаюсь каждый день.
Оптимизм Александра, конечно, вдохновляет, но за всеми полуфинальными радостями вряд ли нужно забывать о могучей «европятерке», в рядах которой в этом году весьма приметные персонажи.
«Из Би-би-си позвонили моему менеджеру, и как только я узнал об их предложении спеть на «Евровидении», то сразу сказал «да», — заявил журналистам британский крунер-авторитет Энгельберт Хампердинк. Для персоны такого масштаба участие в песенном конкурсе — весьма странный выбор. К сединам здесь почтения немного, однако в случае с мистером Хампердинком все не так однозначно. Его Love Will Set Your Free бьет в самое сердце. Возможно, его номер с гитаристом на стуле и томной подтанцовкой напоминает о кабаре, но такое кабаре хочется посетить.
Когда убеленный сединами и избалованный славой британец знакомился с площадкой во время репетиций, его взору предстал бойкий немецкий юноша Роман Лоб. «Отличная песня... для Германии...» — сказал Энгельберт и вальяжно удалился. И Роман в этом тоже абсолютно уверен. Вокруг Романа, кстати, царит нешуточный девичий ажиотаж. Он бывший заводской рабочий с харизмой парня с городских окраин, но привез сладкую балладу Standing Still, которая здесь пользуется большим успехом. Правда, на своей вечеринке артист решил показать свой музыкальный вкус и слегка увлекся пацанским r’n’b, но поклонницы ему простили даже это.
Настоящей экзотической бомбой стала Ангун — француженка индонезийского происхождения. Ее Echo (You and I) напомнила о Милен Фармер, причем на пике формы, а еще к этому нужно добавить породистую европейскую постановку номера, которая в сочетании с экзотической внешностью артистки засверкала какими-то уж совсем немыслимыми красками. Хотя никогда не нужно забывать, что «слишком хорошо» — не самая лучшая рекомендация для «Евровидения». И это уже тоже традиция.
В последнее время редкий музыкальный конкурс обходится без девушки, напоминающей Эмми Уайнхаус. В этом году на «Евровидении» за дело Эмми «отвечает» итальянка Нина Зилли. Давно известно, что из любой песни с Апеннинского полуострова всегда торчат уши итало-диско, даже если это хэви-метал. Но их продюсеры большие мастера на хитрые соусы, благодаря которым итало-диско в любой инкарнации звучит очень бодро и страшно модно. L’Amore E Femmina от Нины Зилли как раз из этой серии. И ко всему прочему речь идет о могучем хите, от которого не так-то просто отвязаться. Кстати, в недрах российской делегации было решено, что Нина никакая не Эмми Уайнхаус, а Елка чистой воды. И это совсем неплохо.
Как бы сенсационно это ни звучало, но в этом году «Евровидение» пока обходится без Филиппа Киркорова. Хотя многие, конечно, надеются, что в один прекрасный, а для кого-то ужасный, момент из вод Каспия всплывет облепленная стразами подводная лодка и из нее выйдет наш эстрадный король. Впрочем, у Филиппа здесь есть отличная замена в виде грузинского «джокера» Анри Джохадзе. В финал он, правда, не прошел, но от этого Анри не стал менее киркоровоподобным. Жесты, ужимки, интонации и даже тембр голоса пугающе похожи. А еще костюм в блестках и волосы лимонного цвета! Что касается нашего Филиппа, то победу он предрекает Лорин, выражая сомнение в том, что «вредное» профессиональное жюри (а итоговая оценка составляется из голосования телезрителей и жюри) может проголосовать за «Бурановских бабушек». Насколько его интуиция и профессиональная мудрость окажутся пророческими, покажет субботний вечер. Будем болеть за интересную музыку и, конечно, держать кулачки за бабушек.