Айдан Салахова: «Рынок остановился»

Крупнейшие галереи современного искусства заявили, что нуждаются в поддержке государства

Как первым сообщил «МК» 12 апреля, старейшие галереи современного искусства «Галерея Марата и Юлии Гельман» и «Айдан Галерея» решили закрыться. К ним примкнула и «XL галерея», которая хотя и не прекратит свое существование в качестве коммерческой институции, но при этом возобновит некоммерческий кураторский проект «XL Projects». В понедельник 23 апреля, Марат Гельман, Айдан Салахова и Елена Селина обсуждали кризис галерейного бизнеса в России вместе с другими галеристами, коллекционерами и арт-критиками на «Винзаводе».

Крупнейшие галереи современного искусства заявили, что нуждаются в поддержке государства

Первым взял слово Марат Гельман, который давно занимается региональными проектами, в частности, возглавляет Пермский музей современного искусства «PERMM». Его галерея открылась еще в 1990 году, и вот теперь спустя 22 года прекращает свое существование.

- У меня были личные причины для закрытия галереи – я уже пять лет занимаюсь другим. Но так сложилось, что мое желание совпало с решением моих коллег, - начал он. – Конечно, жаль, что художники теряют профессиональное обслуживание, а Россия - представительство на международном рынке… Если бы атмосфера в России была другая, галереи бы продолжали работать.

На месте галереи Марата Гельмана на «Винзаводе» появится продюсерская компания «Культурный альянс», которая будет привозить в Москву региональные проекты в рамках одноименной федеральной программы. В программу включено 11 городов, в частности, Краснодар, Пермь, Ростов, Самара, Уфа и Ижевск. Гельман уверен, что «следующей будет волна открытий не новой генерации молодых художников, а вполне зрелых, состоявшихся авторов». В «Культурном альянсе» Гельман будет отвечать за искусство, его супруга Юлия – продюсировать дизайнерские проекты, известный музыкальный продюсер Александр Чепарухин – музыкальные, а писатель Вячеслав Курицын – литературные. В тексте, который раздали участникам встречи на «Винзаводе», отдельно отмечается, что «когда создавалась программа «Культурный альянс», Марат Гельман надеялся на помощь вначале правящей партии, потом президента Медведева…», но в итоге проект Гельмана «не имеет никакой политической крыши и базируется на альянсе культурных сообществ, в некоторых случаях, при поддержке муниципалитетов».

Собственно, все участники встречи прямо или косвенно говорили о том, что помощь государства им просто необходима, что они устали тащить рынок современного искусства на собственных плечах.

- Для меня нет понятия «личные деньги», - говорит Елена Селина, хозяйка «XL галереи». – Галерея считается галереей, когда делает не меньше 4 проектов в год. Прибавьте к этому расходы на участие в международных ярмарках, а в прошлом году мы участвовали в пяти ярмарках. Плюс два выставочных проекта в ММСИ, к которым мы выпустили каталоги, тоже недешевые. Все это требует больших расходов, а между тем, рынок встал. Моя галерея поддерживает современное искусство и представляет страну на международной арене, а галерею не поддерживает никто. Ведь если я иду просить денег, мне говорят: вы же известная галерея, у вас есть свои деньги…

А денег-то и нет. Проблема в коллекционерах, которые после начала экономического кризиса и недавних политических событий, резко уехали за границу. А те, что остались, по словам галеристов, предпочитают покупать западных художников, стараясь вписаться в европейских контекст, не упасть в грязь лицом перед зарубежными коллегами. Почему им не приходит в голову хвастаться отечественными современными авторами, как, например, китайским бизнесменам? Да потому что в КНДР современное искусство государство поддерживает и продвигает. А у нас – тишина. Первый большой шаг сделан только наполовину – недавно Владимир Путин одобрил строительство музея современного искусства, но когда его еще построят. А когда построят, тогда, наверное, коллекционера Пьера Броше (он тоже поучаствовал в дискуссии) наконец перестанут спрашивать, что такое современное искусство. «Пока нет ни одного музея, где было бы полномасштабно представлено искусство за последние 20 лет и нет музея, все так и будет оставаться», - сказал коллекционер, один из немногих, кто не просто открыто и активно собирается российское современное искусство, но и продвигает его.

Однако Елена Селина, в отличие от Гельмана и Салахавой, галерею закрывать не намерена. ХL продолжит свою работу под руководством другого директора, а Елена Селина возьмется за «ХL Projects», который уже функционировал на Арт-Стрелке с 2004 по 2006 года. Возродив свой некоммерческий кураторский проект, Елена надеется, что спонсоры будут более сговорчивыми. К тому же, так она сможет работать не с 14-16 художниками, которые может обслуживать галерея, а с большим количеством авторов. Пространство ХL будет открыто для публики четыре дня в неделю – со среды по субботу.

А вот Айдан Салахова свою галерею решила закрыть и организовать на ее месте школу-мастерскую, где будет работать сама как художник и заниматься с учениками. «Студия Айдан», которая «станет местом поиска нового художественного языка», заработает осенью.

- Мне стало скучновато и тесновато в формате галереи. Надоело перестраивать коллекционеров с набора «родной речи» на современное искусство. Международные ярмарки плохо берут русское искусство. Рынок остановился – коммерческие проекты не развиваются, - сказала Айдан.

Что нужно, чтобы арт-рынок заработал? Чтобы современное искусство начали покупать? Как верно подметил Гельман, нужны поблажки для частных коллекционеров, и особенно корпораций, чтобы те спокойно собирали современное искусство, не опасаясь кусачих налогов. Как заметила Селина, нужно, чтобы государство позаботилось о том, чтобы Россия в лице современных художников светилась на международной арене. Много чего нужно.

Но главное, нужна идея, уверен, Сергей Гридчин, владелец подмосковной арт-площадки, где живут, работают, выставляются и продают свои творения современные художники.

- Современное искусство не сформулировало свою идею и не продало ее обществу, - сказал он «МК». – Так почему общество должно оплачивать современное искусство? Чтобы рынок заработал, нужно наладить механизм.

Для этого Сергей недавно создал некоммерческую организацию, через которую можно было бы выдвигать предложения, законопроекты и т.п. Превратится ли эта задумка в реальный инструмент воздействия на власть и общество, покажет время. Однако это идея, как зарождающиеся в разных головах креативные задумки должны в итоге расшевелить рынок и коллекционеров.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру