Гитара выходит из тени

Необычный конкурс собрал ребятню вокруг шести струн

Праздник классической гитары снова ворвался в Москву: мало того что в зале им. Чайковского при аншлагах идет уже Седьмой международный фестиваль «Виртуозы гитары» (куда, понятно, приглашаются состоявшиеся музыканты), так еще и в образовательном «Класс-центре» потрясающего педагога Сергея Казарновского затеяли необычный конкурс-фестиваль юных (от 8 до 17 лет) исполнителей на джазовой и классической гитаре Tabula Rasa: гитара все более поднимает голову, лишаясь ассоциаций с «бренчанием в подворотне» и возвращая себе реноме серьезного инструмента.

Необычный конкурс собрал ребятню вокруг шести струн

Уровень необычайный, причем особенно трогательно смотреть на участников 8–9 лет (мальчиков по традиции куда больше, чем девочек). Что характерно: никакого «стояния» у микрофона — классический гитарист традиционно должен сидеть, поставив ногу на специальную подножку... Тур, собственно, один — что детей зазря мучить? Но все равно непросто за шесть часов прослушать 113 человек из России и ближнего зарубежья. В жюри — народный артист А.Кузнецов, профессор РАМ им. Гнесиных Н.Комолятов, израильский гитарист Алексей Белоусов. На пару секунд выдираем из жюри идеолога и арт-директора конкурса Сергея Матохина:

— Так необычно видеть столь серьезный конкурс, казалось бы, в обычной школе...

— А вот школа-то как раз необычная, — рассказывает «МК» г-н Матохин, — в «Класс-центре» царит удивительная творческая атмосфера — здесь постоянно идут концерты, фестивали, культурная жизнь бурлит, являясь приоритетом и по части образования. И все это благодаря Казарновскому, человеку творческому и мобильному, с большим вкусом, и при этом талантливому менеджеру. Что до смотра, так он проводится с 1999 года (ранее — в Волгограде), а теперь «переехали» сюда: атмосфера потрясающая. Плюс материальная база: два больших зала, да еще детей можем поселить (есть оборудованные комнаты), накормить, как того и требует крупный международный проект. И, кстати, из самого «Класс-центра» пять участников...

— А чем обоснован возрастной ценз?

— Это понятно: мы хотим слушать детей и юношей, так сказать, момент зарождения таланта, а не студентов, демонстрирующих более-менее профессиональный уровень. У студентов есть свои конкурсы, к чему их дублировать? А даровитых детишек, замеченных на Tabula Rasa, мы будем поддерживать и в дальнейшем. Номинации две: джазовая (электрическая) и классическая (шестиструнная) гитары. Премий в каждой номинации по три, плюс будет — если такого обнаружим — Гран-при (победителю достанется гитара ручной работы из ценных пород дерева мастера Сергея Самойлова).

— А как 8-летний соревнуется с 17-летним?

— Для этого у нас все участники и разделены на три группы... Кстати, 8-летний мне очень понравился. Все это говорит о росте популярности гитары в России, особенно за последние 15 лет. Ведь в Советском Союзе гитара была в загоне, будучи вычеркнутой из плана всех высших учебных заведений. Ее преподавание с 30-х годов было запрещено: шлейф тянется до сих пор — в музыкальных школах ощущается нехватка педагогов-гитаристов...

— Репертуар от Баха до битловских песен?

— Нет-нет... Во-первых, никаких «битловских песен», если только они не обрабатывались серьезными композиторами. Во-вторых, гитарный репертуар начинается с добаховского периода, когда вовсю играли на близких к гитаре лютнях, виуэлах, которые были популярнее скрипок. Когда к Стравинскому подошел Джулиан Брим (гитарный мэтр): «Не могли бы вы написать для лютни?» — то получил в ответ: «Для этих инструментов написано больше, чем для клавира!».

— Как, по-вашему, участники конкурса играют на гитаре для личного удовольствия или для профессиональной карьеры?

— По крайней мере пойдут поступать в средние и высшие заведения многие.

— На скрипке нельзя научиться играть без классного педагога. А можно стать крутым гитаристом лишь по самоучителю?

— Конечно, нет. По одному вашему вопросу понятно, как гитара у нас ранее была принижена, выкинута из культурной жизни. У нас традиционно очень сильные фортепианная и струнная школы, гремящие на весь мир, а с гитарой, увы, швах: как закрыли в середине 30-х класс в Московской консерватории — так и все. Некому было хорошо учить, и не было ярких исполнителей. 15 лет назад все начало потихоньку меняться, но до сих пор некоторые консерватории упираются, не желая открывать у себя классы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру