Капитанская дочка в Саратове

Как в Поволжье берегут честь

Все-таки Пушкин был гений, предпослав своей «Капитанской дочке» эпиграф: «Береги честь смолоду». Как в воду глядел: спустя почти 200 лет в постановке именно «Капитанской дочки», которую сейчас в саратовском ТЮЗе осуществляет классик отечественной режиссуры Адольф Шапиро, пересеклась честь — театралов, власти и самого театра. Как выяснил обозреватель «МК», людей, берегущих свою честь, у нас все-таки пока хватает.

Как в Поволжье берегут честь
Адольф Шапиро на репетиции.

Адольф Шапиро в Саратове живет уже больше месяца. Каждый день репетирует и ведет неправильный образ жизни: много курит (одну за другой), много пьет кофе и спать ложится в два ночи, а утром отправляется на репетицию в театр — новенький, еще не переживший ни одной премьеры. «Капитанская дочка» станет первой.

— С «Дочкой» у меня странная история, — рассказывает режиссер. — Двадцать лет назад я дал слово Киселеву (бывший худрук театра. — М.Р.), что к открытию долгожданного нового здания поставлю спектакль. Но театр так долго строился, что я (и не только я) не верил, что он вообще будет. Как вдруг...

Именно вдруг и под Новый год ТЮЗ получает на улице Чапаева новое здание, которое к тому времени возглавляло список долгостроев страны: для юных саратовцев его строили аж 30 (!!!) лет, и не всякий дожил до счастливого дня. В том числе и его руководитель Юрий Киселев, чье имя теперь носит театр и который пригласил Шапиро на постановку.

— Может, в прошлой жизни я был дворянином? — спрашивает не то себя, не то меня Адольф Яковлевич. — Но получается, что я сдержал слово.

Он раздвинул свой плотный график и вставил Саратов между Бразилией и Китаем. Вот теперь обсуждает с художником декорацию и предполагает, что лучшего фона для гениальной повести Пушкина, кроме как чистейший белый снег, не найти: Хариков разработал белоснежную декорацию. А Саратов между тем завалило реальным снегом. И сделалась метель, и представились бескрайние просторы — точь-в-точь как у Пушкина.

Похоже, теперь поволжский город встал на уровень Европы: у местного театра, и к тому же детского, целых два здания с четырьмя сценами, в общей сложности на полторы тысячи зрителей. Столица нашей Родины не может похвастаться таким отношением к искусству для детей. А тут Саратов, город — не миллионер... Но то, почему именно Саратов получил такие преференции, для знатоков объяснять не надо.

Из досье «МК». В 1918 году возник первый в мире (!!!) профессиональный театр для детей, который перебрался в бывший клуб подрядчиков в 1937 году (в то время там находился клуб НКВД). И все в нем с первого дня было по-взрослому: репертуар, воспитание артистов, играющих именно для детей (а это совсем не то, что играть для взрослых), качество спектаклей. За 94 года существования ТЮЗ не растерял этих традиций, не превратился в музей, потрясающий свидетельством о рождении № 1, а стал лучшим на советском и постсоветском пространстве.

А это уже — к чести тех, кто сегодня держит театр. Интересные люди — интересная жизнь, а если скучные, не креативные начальники, то и жизнь соответствующая. В этом смысле ТЮЗу повезло — про Юрия Киселева, увы, так и не дождавшегося открытия нового здания, я уже упомянула: на его удивительных спектаклях выросло не одно поколение маленьких зрителей. Сегодня у руля Юрий Ошеров (до сих пор выходит на сцену) и сильный директор Валерий Райков.

Вот, скажем, Райков — удивительная личность: пришел в театр монтировщиком и достаточно быстро, пройдя все рабочие ступени, через несколько лет стал директором. Старое здание обстроил по периметру и получил гримерки для артистов, ютившихся в общей. Мобилен, системный управленец, надежный партнер, с которым работают иностранные режиссеры мирового уровня. Только известный французский режиссер Матиас Лангхоф поставил в ТЮЗе «Царя Эдипа», а легенда американского театра Ли Бруер — пьесу Шепарда. Только провели Шекспировскую лабораторию, как к репетициям уже приступают итальянские режиссеры, к финишу с премьерой «Капитанской дочки» движется Адольф Шапиро.

— Адольф Яковлевич, ваша «Дочка» сегодня — про русский бунт? Про любовь молодых людей на фоне исторических событий и перемен?

— Знаешь, я никогда не ставил Пушкина. Сейчас удивляюсь гениальной прозрачности его произведения и тайне — как оно написано. В нем нет неврастении, рефлексий. Это такой мудро-спокойный и внутренне-взволнованный взгляд на то, что может пережить страна и человек, и что эти потрясения — неотъемлемая часть нашей жизни. Сюжет простой: молодой человек, который еще вчера беззаботно играл, попадает в эпицентр исторических событий. И как он меняется?..

— Все-таки протестные выступления сегодня не так кровавы и беспощадны. Или у нас все впереди?

— Читаешь «Историю пугачевского бунта» — иначе как сволочами Пушкин их не называл, и, кстати, Саратов был отдан им на разграбление. Но когда Пушкин пишет не хроники, а художественное произведение, — объем получается у него шире, чем в документальном материале. При том, что сам он понимал, насколько беспощаден русский бунт. А все-то произошло из-за заячьего тулупчика... К слову, Депардье, который много лет мечтает сыграть Пугачева, говорит, что он верит именно Пушкину.

— А как же любовь? Ведь подростки сегодня заточены не на социальные проблемы, а на любовь. Тем более что история Петруши Гринева и Маши очень вдохновительная.

— Знаете, с любовью они разберутся, а вот про честь, честь мужчины... Ведь вся любовная коллизия у Пушкина держится на ней. Спектакль про любовь — само собой. Но есть высшая тема — во что переходит любовь при взаимодействии с мужской честью. А вообще, учат ли любви? Любовь — талант, ей не научишь. А честь можно воспитывать, на это можно открывать глаза. Это не просто быть честным — это хребет личности, а на него уже нанизывается все остальное.

А теперь о чести, которую чуть не уронили власти города. Как только ТЮЗ получил новое здание и на радостях весь свой обширный репертуар с международными проектами развел по четырем площадкам, настойчиво прозвучала мысль: «А не жирно будет иметь юным зрителям два здания в центре города?» И тут же возникли претензии на старое здание ТЮЗа на улице Вольского — отдать под молодежный центр. Но все дискуссии о центре молодежи в здании театра — не более чем демагогическая уловка для простаков начала 90-х. Даже если допустить мысль о переезде мифического Дома молодежи или филармонии в здание на Вольского, то спрашивается: где взять почти 40 миллионов рублей в год на содержание здания? Кто будет платить и обслуживать бывший Дом подрядчиков 1902 года постройки, в подвальном помещении которого два насоса до сих пор по очереди качают воду? Ведь городская система водоснабжения в центре находится в крайне плохом состоянии. Готова ли власть потерять 160 тысяч зрителей, что за год приходят в театр?..

Но в Саратове все происходит как-то внезапно: внезапно достраивают театр, внезапно президентским указом снимают губернатора Ипатова, а часть его министров подает в отставку, вдруг в конце марта валит снег... Остается только надеяться, что новые начальники вместе с депутатами областной думы наконец поймут, что на их территории имеется лучший на сегодняшний день в России театр для детей и подростков, и таким брендом города (а по большому счету — честью) умные люди не разбрасываются.

Саратов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру