...Совсем недавно отмечали
— В XX веке произошли крайне противоречивые повороты в музыкальном развитии, — говорит маэстро «МК», размышляя о месте Мендельсона сегодня, — много всего было: поисков, теоретического шума, атональной музыки. Но время идет, и в концертной жизни остается только живая музыка, идущая от души к душе, которая суть и удовольствие, и размышление... XX век доказал, что все те «новые пути», которые отреклись от связи с классическим наследием, — не прижились, умерли. А те, кто (как Пендерецкий, некогда тоже поднявший флаг авангардизма) смог понять, что без этой связи — никуда, необычайно востребованы...
— «Открытие миру Баха» часто называют главной заслугой Мендельсона...
— Он открыл миру новую эру романтизма, что очень повлияло и на русскую музыку. Музыка Мендельсона бесконечно красива, эмоциональна; эти гении, которые покинули нас молодыми — Моцарт, Пушкин, Мендельсон, — они от Бога во всем, их каждый раз открываешь заново. Я, признаюсь, прежде и не слышал ту музыку, которую мне предстоит дирижировать, но вот открываю партитуру — какое очарование, романтическая непосредственность, как все мастерски создано, здесь как раз видно, насколько на него влиял Бах, как он его изучил. Не знаю, по-моему, Бах, конечно, никогда не был прямо настолько забыт, что его надо было «открывать» (и Моцарт, и Бетховен Баха боготворили), скорее, Мендельсон открыл его для массовой концертной жизни...
— Поражает универсализм Мендельсона: он и певец, и скрипач, и пианист...
— А вы посмотрите на письма Моцарта: да он был бы прекрасным писателем! Сколько там юмора, фантазии. Большие таланты раскрываются во всем.
— Почему же в музыке они сегодня не появляются?
— Тот прогресс, который мы имеем, — разве это не дело рук гениальных умов? Взять тот же Интернет... А если гениев в музыке нет, возможно, тут виноваты эстетические критерии, которые царят в обществе. Нарушен ход нормального развития искусства. Сейчас часто в музыке, в изобразительном творчестве сразу и не поймешь, искусство это или нет. Надо же учить людей, воспитывать их на лучших образцах... Но воспитание почему-то отвернулось от классического наследия, — того, что должно прививаться любому человеку. И я убежден, что та культура, которая сегодня охватила весь мир, — она по сути своей плебейская. И она побеждает, как победила и в Риме, который в конце концов пал. Она отвлекает молодежь от настоящих ценностей, дезориентирует. Но ведь самое глупое — это бороться с модой. Но любая мода проходит. Становясь потом предметом посмешища и... забвения.