— Попугаи — птицы умнейшие, — начинает рассказ Наталья, — интеллект на уровне
...Жаль, что об иных их повадках не знали классики мирового детектива. Помните, какие звери ходят в приключениях Шерлока Холмса в преступниках: испуганный жеребец Серебряный случайно убивает копытом негодяя Джона Стрэкера; «пестрая лента» (индийская гадюка) ненароком жалит своего же кормильца; медуза Cyanea capillata в «Львиной гриве» отправляет на тот свет ничего не подозревающего пловца; про собаку Баскервилей уже и не упоминаем... Странно, что наводненная экзотическими зверушками Англия конца XIX века не навела сэра Артура Конана Дойла на мысль о «краже с попугаем».
— Итак о замках, — продолжает Наталья, — сначала это были обыкновенные карабинчики, потом щеколдочки, затем раскручивающиеся карабины, теперь все закончилось тем, что запираем на маленькие замочки: они в кратчайшие сроки научаются открывать буквально все!
— То есть любой сейф...
— Ну сейф не сейф, а «бытовые» защелки отпирают с поразительной скоростью, а если с ними еще и позаниматься... работают филигранно — клювом и языком. Языком они вообще все щупают, любят различные вкусы. Их однообразно не покормишь. Мы знаем об этом и стараемся, чтобы еда была не только полезной, но и интересной.
— А пингвинов чем кормите?
— Пингвины — полноценные птицы, хотя и не летают. Сложны в дрессуре весьма. Потому что интеллект, скажем прямо, невысокий. Кормим балтийской килькой. Свежемороженой. Но у каждого пингвина — собственный взгляд на эту кильку. Кому-то подавай мелкую, кому-то покрупнее; одним надо положить на тарелочку, другим — поболтать перед носом, тогда только «клюнет». Вот поэтому с ними никто и не работает — сложны в содержании. Кроме кильки нужен комплекс витаминов. Плюс химические дезинфекции: иммунитет-то слабый...
— Кажется, ваш батюшка (дрессировщик Борис Майхровский) рассказывал, что антарктические пингвины обитают при минусе, где опасные бактерии не живут вовсе, а стоит их перенести на континент...
— Что вы, мы с такими не работаем. Хотя понятно, большинство зрителей ассоциируют пингвинов с полюсом. А видов-то их 18 (от императорского до малого австралийского). Вот наши пингвины обитают, как ни странно, недалеко от Чили, Перу...
— То есть им холод не нужен?
— Нет. И без холода столько хлопот: стараемся нейтрализовать воздушные бактерии: антарктические бы и вовсе не выжили — у них вообще иммунитета никакого. Кстати, болезни не только от бактерий — иммунитет может ослабеть от стресса на манеже, такого числа людей...
— Легко разделить мальчиков и девочек?
— Всего же у нас 12 очень забавных особей: два Гумбольдта, остальные — очковые. Небольшого роста — сантиметров 50. Внешних половых признаков у них нет. Это можно определить либо по крови, либо когда кто-то снесет яичко. И у нас одна из птичек снесла яйцо, но в цирке на него не села — мы тут же отнесли в Московский зоопарк; в зоопарке яйцо инкубировали, появился птенчик.
— У них есть хоть малая привязка к людям?
— Ну конечно, ведь с нашей дюжиной постоянно занимаюсь я и еще одна уникальная женщина, которая просто помешана на пингвинах. Вот нас и любят. А ко всем остальным относятся настороженно. Нет, с привязанностью собаки их привязанность сравнивать нельзя. Поэтому к выходу на манеж подводим животных очень долго: не так что бах-бах-бах — и побежали к зрителям, музыке, софитам. Начинаются репетиции в помещениях, где они живут. Привыкают к человеку. Потом добавляем свет... и так далее.
— А сколько они вообще живут?
— Самой старшей — 22 года.
— Ничего себе... Не думал, что так много.
— Да, это прецедент. Они ведь не такие изученные. Сейчас мои знакомые орнитологи нашли полярную гагачку, которой 60 лет, представляете? У нее кольцо было: посмотрели — и обалдели.
— А вы своих из природы берете?
— Что вы, я категорически против этого. Мы берем из дельфинариев — они рождены в неволе уже не в первом поколении. У них лучше иммунитет, нет преждевременного стресса, нет раскармливания; даже попугаев берем выкормышей. Ведь сейчас пошла активная экспансия «цирка без животных» на Россию — и они прежде всего затрагивают эту проблему: мол, животные мучаются, страдают etc. Понимаете, чем ехать и очищать моря от мазутных пятен, бороться с браконьерами, намного проще через дорогу прийти в цирк и здесь компостировать мозги артистам. Но мы имеем на руках все аргументы, парирующие выпады «зеленых». И первый аргумент: животных берем не из природы. Второй — потрясающий уход. Третий — их долголетие. Четвертый — потомство... А уж про зрелищность вообще молчу: посмотрите, какой эффектный круг делают в полете пеликаны!