Холодная судьба Cнегурочки

«Муж называл ее самой красивой актрисой Советского Союза. Второй после Анастасии Вертинской»

Предыстория. В 1968 году знаменитый актер Павел Кадочников поставил фильм-сказку по одноименной пьесе Александра Николаевича Островского.

Главную роль в этом фильме сыграла выпускница Щукинского театрального училища 22-летняя Евгения Филонова. Это была ее первая и фактически единственная роль в кино.

Ни малейшего упоминания о дальнейшей судьбе актрисы больше нигде нет. Ни документальных воспоминаний, ни интервью, ни передач по ТВ.

Лишь немногочисленные вопросы в Интернете, на сайте фильма.

«Где сейчас Женя Филонова? Почему не снимается? Я бы отдал тысячу улыбок за одну холодную улыбку ее Снегурочки...»

«Муж называл ее самой красивой актрисой Советского Союза. Второй после Анастасии Вертинской»
На съемках фильма.

тестовый баннер под заглавное изображение

...Самая страшная роль для актрисы — сыграть свою собственную судьбу. Особый, проклятый дар. Слава богу, выпадает он немногим.

Август 2010-го. Удушающее марево заката. Я в командировке в Щелыкове, в имении Островского, в Костромской губернии. Невыносимое солнце выжгло зелень парка, спрятаться от него невозможно, разве что в музее, среди тишины фотографий и книг, распахнутых на последней странице.

«Снегурочки печальная кончина/ И страшная погибель Мизгиря/ Тревожить нас не могут;/Солнце знает,/ Кого карать и миловать».

«Эта экспозиция посвящена фильму „Снегурочка“, его часто показывают в новогодние праздники, дети и взрослые его любят, — экскурсовод вытирает пот со лба. — Знаете, ведь его снимали именно у нас, в Щелыкове, местные жители играли в массовке, а после съемок декорации Берендеева царства разобрали и навсегда перевезли в Кострому».

Словно глоток воды из замерзшего чистого родника. И все — она.

В соболиной шубке, в ледяной короне, в венке из полевых цветов. Наконец, последний кадр фильма. «Люблю и таю, таю!» Евгения Филонова. Снегурочка.

— Где же она сейчас? — киваю на фотографии.

— Честно говоря, мы не знаем. Какая-то трагическая судьба. Умерла молодой или что-то в этом роде...

«Написать, — думаю я. — Обязательно найти и написать перед Новым годом».

Но на улице стоит слишком жаркое лето. И о данном самой себе обещании я вспоминаю только через год.

Чисто русское явление

В детстве, когда я смотрела этот фильм, то всегда обижалась на несправедливость концовки. Ну почему, почему в итоге прекрасная Снегурочка полюбила не ласкового пастушка Леля, а злого и бессердечного Мизгиря?

Разве добрые люди могут праздновать гибель Снегурочки, веселиться, плести венки, прыгать через костер — и никто не плачет о ней.

Чисто русское явление. Вечная спутница Деда Мороза — то ли дочка его, то ли внучка. Ни на кого не похожая. Разве что андерсеновская русалочка...

Тоже променявшая бессмертный покой на тоску по земной любви.

— Как-то я прочитала стихотворение в одной газете, очень давно, но, я уверена, оно посвящено именно нашей Женечке, я не помню имени поэта, в памяти отложилось всего несколько строк: «И вновь Снегурочка с Ордынки заводит снежный хоровод». Да-да, это именно о ней, о Жене — но как автор узнал, что она родилась и выросла на Ордынке? Откуда? — дверь мне открывает Людмила Михайловна, старшая сестра. Она уже очень в возрасте. Она с трудом доходит до дивана и принимается плакать, едва я задаю первый вопрос о Жене.

В юности.

Давно приготовлен ворох фотографий на обеденном столе. Сняты с антресолей папки с вырезками из газет о съемках фильма, о пьесе «Снегурочка», о ее авторе.

Драматург Александр Николаевич Островский. Детство прошло на Малой Ордынке, в доме 9. Восемьдесят лет спустя в доме № 59 на Большой Ордынке родилась Женя Филонова.

Они были соседями, оказывается.

— Наш дом находился совсем рядом с филиалом Малого театра, театра Островского, длинными летними вечерами мы распахивали окно настежь, смотрели, как нарядные зрительницы во время антрактов прогуливались по нашей мостовой, — говорит Людмила Михайловна.

Ах эти панбархатные платья и «мексиканские тушканчики» роскошных горжеток 50-х. «Другая жизнь», регулярно наблюдаемая из окошка коммуналки. Послевоенное голодное детство.

«Зимой папа приносил немножко угля, и мы топили им голландскую печку, грели холодные руки, пламя плясало, отражалось на стене — будто настоящий камин».

Война только закончилась. Жили бедно и трудно. Но никто и не мечтал о большем. Жили как все.

«Поступила! Наша Женька в театральное поступила!!!» — без знакомств, без влиятельных родственников, без блата.

— Она была такая красивая. С самого детства. Беленькая, очень женственная. Она не могла не нравиться, и жизнь ее просто должна была сложиться счастливо, — говорит сестра.

— Ей очень повезло, и она попала в типаж, — рассказывают коллеги. — В тот год курс набирала Татьяна Коптева, тоже беленькая, тоже славная, тоже очень русская внешне, они чем-то были даже похожи.

Идеальная сказочная героиня. Нежный цветок на хрупком и тонком стебле — чуждый страстей.

«Надо еще уметь кушать такую колбасу!»

Актер и режиссер Павел Кадочников задумывал свою Снегурочку уже давно. Его первой ролью был Лель в одноименной пьесе в 1935 году.

Розалия Котович, сыгравшая в ней темпераментную и страстную Купаву, после премьеры спектакля стала его женой.

Для своего фильма Кадочников специально в костромских лесах отстроил целое волшебное царство берендеев. Шедевр деревянного зодчества. И сам стал его справедливым и единственным правителем.

Но за сказочное кино Кадочникова сперва раскритиковали.

Наши зрители, не читавшие трагической пьесы Островского, совершенно не ожидали и такого финала. «Что случилось со Снегурочкой?», «Она растаяла!»

Мало того что растаяла, еще и полюбила подлеца! А где же добро побеждает зло?

Впервые в Советском Союзе Снегурочка появилась вместе с Дедом Морозом на Кремлевской елке в 1937 году — веселая, комсомольско-задористая, без проблем.

А тут...

На главную роль пробовалось очень много актрис. Но выбрали именно Женю Филонову. Может быть, оттого что была она все-таки с Ордынки. А может, за идеальную ее красоту, совершенно нетипичную для эпохи берендеев...

В фильме Кадочникова вообще снимались исключительно писаные красавицы и красавцы.

— Женя переживала — первые съемки, а ей даже надеть нечего, — продолжает свой рассказ сестра. — Жили мы тогда очень бедно. Папа уже умер. Как-то мама сшила Жене пальто, чтобы было в чем ходить в училище, я даже немного обиделась. Но ей оно действительно было нужнее — все же актриса! Должна соответствовать! А на съемки, как сестра рассказывала, такие женщины прибыли — одна краше другой. Массовка, второстепенные персонажи — все броские, модные, яркие. «Мама, у них такие комбинации! Такие платья!» — а что у нашей Женьки тогда было, кроме ее юности?

Вместе с мужем.

Мужчины ухаживали за ней трогательно и робко — как за беззащитным ребенком. Борис Химичев, по фильму тот самый обольститель Мизгирь, из соседней деревни приносил по утрам молоко. Сергей Филиппов садился за одним столиком в столовой.

— Какая колбаса вкусная! — восхитилась как-то Женя.

— Конечно, вкусная, — съязвил кто-то из массовки. — Но такую дефицитную колбасу еще нужно уметь кушать.

— Наверное, завидовали. Кому понравится?! Ей ведь досталось все внимание и режиссера, и съемочной группы, и местных жителей, — предполагает Людмила Михайловна. — Наша Женя не умела выбивать себе место под солнцем. Нам казалось, что она и не обижалась ни на кого никогда. Такая легкая, воздушная. Все веселится, шутит... С ней так всем хорошо и легко было.

Пожелтевший и растрепанный листок «Костромской правды» за 1968 год. «Письмо к Снегурочке» — «Я подарю тебе августовскую ночь».

Автор — неизвестная костромская десятиклассница, тоже присутствовавшая на съемках.

«Милая Снегурочка! Наша родная Женя! — так поэтично написала она. — Скоро, совсем уже скоро ты покинешь наш край голубых озер и трех речек-сестер — Меры, Мендозы и Сендеги. К твоим ногам они несли свой жизненный хрусталь. Испей их, и всю жизнь — до самой старости, будут излучать молодость твои глаза. И холод твоего взгляда сменится ожиданием любви».

— В итоге фильм все-таки хорошо оценили, — говорит сестра. — Его повезли на какой-то кинофестиваль, кажется, в Рио-де-Жанейро. Но Женя не поехала. Я не знаю, почему. Ей сказали, что в нашей советской делегации едет только одна актриса — сыгравшая Купаву.

Слишком женщина

— Женя Филонова пришла к нам в театр вскоре после окончания съемок. Разумеется, мужчины были к ней неравнодушны, молоденькая актриса, только что прославившаяся, прелестная, — рассказывает Эллия Суханова, актриса Московского театра имени Гоголя. — Ее сразу включили в репертуар. Она играла много и легко, моментально вводилась в спектакль, а ведь это далеко не просто. «Верхом на дельфине», «Безобразная Эльза» — небольшие, но выразительные ее роли.

В «Огоньке» вышла статья о ней. «Чай со Снегурочкой» — фотка в стиле Мэрилин Монро, кинозвезда с короткой стрижкой и в модном тогда платье джерси.

Казалось, что все еще впереди, все еще только начинается — сегодня, завтра...

Много поклонников, еще одна второстепенная роль в «Чистых прудах», вместе с модным тогда Александром Збруевым.

— Помню, Саша приходил к нам в коммуналку, такой красивый, уже знаменитый, в огромной меховой шапке, — продолжает сестра. — В Женьку вообще все и всегда были влюблены. Как-то зашел иностранец, важный, в ресторан позвал. Спрашиваю ее: «Что у тебя с ним?». А она хохочет: «Ты что?! Он же немец!». Мне думается, звездная карьера все-таки не была ее призванием. Она не стремилась к большему. Не пробивалась, не выбивала роли любой ценой и не грустила, когда не получала их, казалось, что она довольна и тем, что имеет.

Вышла замуж за телевизионного режиссера, тоже Евгения, по любви. «Я женился на самой красивой актрисе Советского Союза. Второй после Анастасии Вертинской», — восхищался муж.

Родилась дочка Марина, заботы, хлопоты, маленькие роли. Сначала приглашали на пробы, затем перестали, подросло новое поколение молодых и красивых.

«Что с того — за Женей всегда оставались ее новогодние елки, — рассказывает племянница Татьяна. — Все утренники были ее. Все сказки! Бессменная Снегурочка! Помню, как-то тетя не смогла быть на спектакле, и я по ее просьбе переоделась в ее костюм и сыграла — это же так радостно играть светлую, добрую, ласковую, сказочную героиню».

— Очень сложно вырасти из лирической героини в характерную, это удается далеко не многим и ценой большого труда и таланта, — считает Ольга Науменко, народная артистка России, коллега. — Мне, например, удалось. А Женя все же, как мне кажется, была слишком женщиной, очень-очень женщиной... Помню, как-то в одном спектакле нам надо было за занавесом танцевать, изображать бегущие тени. Стоим, дрыгаемся, а она и заявляет: «Все нормальные люди давно делом занимаются, а мы тут фигней страдаем!»

Мы бредем по темным закоулкам ее театра. В гримерку, где по периметру стоят, отражая друг друга, старые зеркала и продавленные диваны помнят многих великих...

На собственной свадьбе.

Актриса Эллия Суханова часто жила вместе с Женей Филоновой в одном номере на гастролях.

«На самом деле она была очень ранимой. Просто старалась никого собой не беспокоить и этого не показывать. А проблем у нее накопилось много. У нас был режиссер тогда, Главный. Он делал Жене определенные предложения, да и не только ей. Были те, кто соглашался, — эти имели все. А Женя отказалась. Ради карьеры?! Это было ниже ее достоинства. Конечно, насильно никто никого не принуждал, но, понимаете, у любой женщины-актрисы рано или поздно наступает такой возраст, когда ролей становится все меньше, а конкуренция все больше... И вот как только подошел этот критический возраст, Главный отправил нас «на конкурс» — фактически уволил. За то, что мы, дескать, больше не соответствуем нужному образу! Женя опять опустила руки и покорилась судьбе. А я пошла жаловаться в Управление культуры! Я ничего не боялась и знала свои права. И что бы вы думали, такие тогда были времена — нас тут же восстановили. Но для нервов, разумеется, все эти встряски даром не прошли.

...И с каждым годом все шире приходится расшивать еще украшенный бисером, но уже сильно потрепанный сказочный, новогодний наряд.

— Женя разошлась с мужем. Как-то все это для нее совпало — неприятности в театре, разлад в личной жизни, я ей говорила: держись, не сдавайся, но она, как оказалось, совершенно не умела бороться, — продолжает Суханова.

Каракулевая шубка. Туфли на толстой платформе-манке. Новая большая любовь. На этот раз — это уж точно — ну совсем-совсем как настоящая...

Что вы, девочки, ведь недаром говорится, в сорок лет жизнь только начинается.

Если бы только не маленькая, вроде бы безболезненно перекатывающаяся горошинка в груди...

Забытая елка

— Я пришла к ней в больницу. Стояла поздняя осень. Совершенно голый парк, голые ветки деревьев, мрачная картина, я передала Жене пожелания скорейшего выздоровления от всей нашей труппы, и мы пошли гулять по аллее, Женя все повторяла: «Я так хочу жить, ты даже не представляешь себе, как я хочу жить!» — вспоминает Эллия Суханова.

Спохватились слишком поздно — разрезали, а там уже четвертая стадия, метастазы кругом, нечего было и трогать. Но ведь думали, что требуется лишь простое вмешательство. Доктор, который ее оперировал, плакал — говорили, что он был тайно в нее влюблен.

— А как иначе — ведь она сама тоже любила людей, — продолжает сестра. — 7 декабря произошло землетрясение в Армении, и она заставила меня пойти тут же на почту, отправить перевод пострадавшим: «Им сейчас хуже, чем мне!». «Ой, девочки, боюсь, я устрою вам Новый год. Что-то мне совсем плохо!» — это она нам с сестрой Галей так сказала. Когда у меня не осталось сил видеть, как быстро Женя сгорает, я вызвала третью нашу сестру из Харькова. Женина дочка, Марина, как раз заканчивала десятый класс — за ней нужен был глаз да глаз. Женя уже не вставала.

Морозы в тот год в декабре стояли крещенские. Елку так и не успели нарядить. Та осталась на балконе, заиндевевшая, без игрушек.

«Девочки, если вам не сложно, оденьте меня и откройте балкон, — попросила на прощание. — Оставьте меня одну. Я очень хочу посмотреть, как падает снег».

— Мы укутали ее и усадили в кресло, сами ушли плакать на кухню. Это было 30 декабря 1988 года. Самый канун праздника. Похоронные службы не работали до второго, и она тоже до второго января оставалась дома, соседи прощались. Бывший муж Жени пришел в новогоднюю ночь и тоже никак не уходил, сидел с нами, его новая семья дома ждала, а он все смотрел на Женю. Она в гробу такая красивая-красивая лежала.

Хоронил ее театр.

«Прощай, Снегурочка!» — крепко выпил и первым бросил комья земли вперемешку с белым снегом в могилу актер, бессменно игравший Деда Мороза.

Ну а потом...

Времена стояли страшные, перестроечные, пустые залы, актеры месяцами сидели без зарплаты, талоны на водку, на сахар, на мыло...

Вышла замуж и уехала навсегда жить в Англию единственная Женина дочка. У нее уже двое детей. И сама Марина — ровесница своей матери.

На их коммуналке на Ордынке висит щит — «Продается частному инвестору». «Иногда, когда я бываю в том районе и прохожу мимо, мне кажется, что вот-вот распахнется окно и на подоконнике по-прежнему будет стоять наш горшок с геранью», — грустно улыбается старшая сестра.

И люди-призраки будут прогуливаться вдоль домов, ожидая конца антракта в Малом театре.

А я все смотрю на пожелтевший листок костромской газеты. На снимок юной Жени Филоновой в белоснежном наряде. И сентиментальные, восторженные признания провинциальной школьницы:

«Я подарю тебе эту августовскую ночь, Женя. В холода уплывут дороги, и курлыканье журавлей растворится в снежной метели, но ты по-прежнему будешь жить среди нас. Ты на память оставила нам мечту. Прощаться с тобой не хочу. Просто скажу: до свидания, Снегурочка, до будущей зимы...»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру