«Сталкер»: другая страна

Елена Цыплакова: «Страшно за родину, когда смотришь все это»

15 декабря завершился XVII Международный фестиваль фильмов о правах человека «Сталкер». Именно в этот день на вопросы наших сограждан отвечал в телеэфире премьер-министр Владимир Путин. В этот непогожий день у метро «Кропоткинская» стояла небольшая группа людей, в основном женщин, с плакатами, на которых было написано о проблемах Ногинска-2, где их семьи живут без тепла и света. 15 декабря в Центральном Доме журналиста прошла акция в поддержку 300 семей журналистов, погибших с 1991 года на территории России. Собрали близких наших убитых коллег, зажгли свечу и подняли рюмку в память об этих людях. Собрали близких наших убитых коллег, зажгли свечу и подняли рюмку в память об этих людях.

Елена Цыплакова: «Страшно за родину, когда смотришь все это»

Главную награду «Сталкера» получила игровая картина «Сибирь. Монамур» Славы Росса о старике и его внуке, одиноко живущих в тайге. Ее путь к зрителям оказался очень долгим. Впервые в программу фестиваля вошли фильмы из стран СНГ и Балтии. И в документально конкурсе жюри отметило ленту «А есть ли там театр?» Наны Джанелидзе с участием выдающегося актера Кахи Кавсадзе. Сама Нана не смогла приехать из Грузии за наградой. Приз получал по ее просьбе прилетевший в тот день выдающийся грузинский режиссер Резо Чхеидзе, легендарный создатель «Отца солдата». Как сказал один из членов жюри, кинорежиссер Валерий Ахадов, опасно было смотреть многие фестивальные ленты, сердце сжималось от боли и страдания. Другой член жюри – кинорежиссер Вадим Абдрашитов заметил, что вопросы и ответы, прозвучавшие в тот день в телеэфире с участием Владимира Путина, казалось были немного о другой стране, а не той, какую запечатлели кинематографисты в своих фильмах. Но трудно не согласиться с правозащитником и режиссером Алексеем Симоновым, возглавлявшем жюри правозащитных организаций, что кино абсолютно не равно своим героям, режиссеры часто не знают, что с ними делать. Одно из исключений – картина «Лёша» Елены Демидовой из киноальманаха, посвященного пожарам прошлого лета. Вместе с ее героем из рязанской деревни мы попали на бескрайнее пепелище, где еще недавно была деревня. Леша ничего героического не совершал, как и все спасал свой дом. Открывал дверь гусям, а они почему-то не выходили из горящего загона. Ни одного кота не осталось, все куры погибли. А где-то в окрестностях еще долго орала коза. Люди спасали скотину, а не автомобили. Вся деревня сгорела до тла. Спасались сами, не рассчитывая ни на чью помощь.

Вот как подвели итоги «Сталкера» члены жюри. Кинорежиссер Елена Цыплакова:

- В фильмах «Сталкера» затронуты очень серьезные темы. Страшно за родину, когда смотришь все это. Многие картины тронули до слез. Были хорошие операторские работы, что в документальном кино не так часто случается. Программа огромная, поэтому часть жюри смотрит игровые картины, а часть документальные. Я увидела 46 неигровых фильмов. Уже переговорила с генералом Мамаевым, который возглавляет комитет по коррупции, передала ему две конкурсные картины и попросила помочь их героям. Может он вызволит людей из тюрьмы, куда они попали не самым правильным образом.

То, что мы увидели, это страшная реальность. Хотелось бы, чтобы эти фильмы посмотрели люди в правительстве, от которых что-то зависит, чтобы они видели, как живет страна. Мы наградили призом имени Георгия Жженова фильм «Великие реки Сибири. Амур» Андрея Титова. Китайцы бодрые и радостные, поют на экране песню про Амур на китайском языке. У них все хорошо. Они лес пилят, рыбу ловят с утра до ночи. А наши мужики рыбу в магазине покупают. Живут на Амуре, а больше одного крючка иметь им не разрешается, пограничники не разрешают. Наши люди, чтобы собрать в лесу грибы и ягоды, должны получать специальное разрешение. То, что творится в Приамурье, как там люди живут, - просто страшно. Когда смотришь такое кино потоком, все проблемы общества вскрываются. Потрясают люди, которые во всем этом существуют. Мы дали приз картине «Быль-небыль» Марии Волчанской о женщине, живущей в провинции, которая берет ребят из детских домов. Она говорит, что своих детей нет, потому что мужиков нет в деревне. Эту картину режиссер сняла на свои собственные деньги.

«Сталкер»: другая страна

«Сталкер»: другая страна

Смотрите фотогалерею по теме

Вадим Абдрашитов, кинорежиссер:

- Когда-то я работал в игровом жюри, а потом перешел в документальное. Мне это интересно. Раз в год я смотрю коллекцию примерно из 40 картин. В этом году их было 46. И получаю информацию поразительной достоверности, очень часто в совершенной художественной форме, познавательно и эмоционально для меня интересную. На телевидении такое кино не показывают, потому что, говоря телевизионным языком, их картинка разительно отличается от картинки документального кино. И в кинотеатрах этого не увидеть, поскольку неигровые картины не доходит до проката. В этом году спектр интересов расширился. Я увидел абсолютно новый материал и открыл для себя новые имена.

Легендарный кинорежиссер Резо Чхеидзе прилетел на «Сталкер»из Тбилиси.

- Резо Давидович, какое ваше главное впечатление от фестиваля?

- Нана Джанелидзе – невестка знаменитого и большого грузинского режиссера Тенгиза Абуладзе. Когда Тенгиз снимал «Покаяние» и «Древо желания», она участвовала в этой работе, и получила там большую «дозу» того, как надо командовать группой, как мыслить на съемочной площадке. У нее была очень интересная картина «Колыбельная», в которой Нана достигла большого режиссерского и пластического успеха. «А есть ли там театр?» - оригинальный и новаторский фильм. Я был поражен. Обычно документальное кино раскрывает сущность жизни, а тут искание. Когда золото ищут, так происходит. Нана нашла золото. Это – актер Кахи Кавадзе. Он много играл в грузинских и русских фильмах, снимался у меня в девятисерийном фильме «Житие Дон-Кихота и Санчо», но таким никогда не был. Сегодняшний день очень радостный для мирового кинематографа и для Грузии. Часто ведь говорят о феномене грузинского кино. Это тот самый случай. Нане удалось на примере жизни рода Кавсадзе рассказать об истории СССР.

- Вы прилетели не только на фестиваль?

- Я заканчиваю игровую картину «Свеча с Гроба Господня» – совместную работу «Мосфильма» и «Грузия-фильм». В основе – рассказ шведского писателя Сельмы Лагерлеф, лауреата Нобелевской премии. Действие в основном происходит на могиле Христа. Картина была снята на видео, сейчас мы ее переводим на пленку. И еще я приехал посмотреть первую сборку фильма «Москва-Тбилиси» выпускников тбилисского университета. В сюжете нет ничего политического, несмотря на название. Просто на личных судьбах русских и грузинских людей рассказывается о любви, радостях и неудачах. Благородная идея, интересный проект.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру