Что, без сомнения, на "КРОКе"-2011 присутствовало в полной мере - это добротное качественное кино, очень разноплановое по жанрам и техникам, настроению и глубине авторского замысла. В первую очередь именно такой калейдоскоп отличает "КРОК" от многих западных фестивалей, придерживающихся какой-либо единой заданной направленности при отборе участников. Чего не хватило "КРОКу" в этом году - того фильма-открытия, гвоздя программы, безоговорочного лидера, который мог бы быть принят зрителями абсолютно или, наоборот, вызвать неоднозначную реакцию, но о котором хотелось бы долго говорить и спорить.
Одна из очевидных тенденций сегодняшней анимации - уныние и безысходность: тема смерти попала даже в мультфильмы для детей (в немецком м/ф "Утка, Смерть и тюльпан" режиссера Маттиаса Бруна героиня Смерть в течение 10 минут ведет философскую беседу с Уткой о том, что она всегда ходит рядом, и ее не стоит бояться. В финале доверчивая Утка тихо умирает). Чересчур агрессивное и жесткое кино в конкурсную программу старались не пропускать - ему выделили специальный блок "Жесть". Смотреть жесткач собралось много любопытных, но выдержать кровавую подборку от начала до конца смогли не все.
Все большую популярность набирают современные компьютерные технологии: так, в фантастических трехминутных "Пикселях" француза Патрика Жана мелкие летающие 8-битные создания, явно пришедшие из видеоигр, нагло вторгаются в Нью-Йорк, до основания разрушая город, построенный словно из игрушечных кубиков. К слову, этот коротенький мультфильм, выложенный в интернете, только за первые 24 часа набрал более миллиона просмотров во всем мире, а ведущие голливудские киностудии всерьез рассматривают возможность создания из "Пикселей" полнометражного фильма.
Еще одна особенность современной авторской анимации, отмечаемая специалистами, - любовь к фильмам, построенным исключительно на ощущениях, чувствах и переживаниях режиссеров. Такое кино часто очень красиво, эстетично и поэтично. Его единственный недостаток - отсутствие, собственно, самой истории, пригодной для связного пересказа.
Так или иначе, честно отсмотрев несколько часов конкурсной программы, международное жюри в составе председателя - режиссера Анри Айдсика (Франция), режиссеров Хуана Пабло Замарелла (Аргентина), Жоаны Тосте (Португалия), Святослава Ушакова (Россия) и писателя Андрея Куркова (Украина) приняло решение: присудить Гран-при фестиваля и 10 тысяч долларов эстонскому мультфильму "Ныряльщики под дождем" режиссеров Ольги и Прийта Пярн.
Наверное, самое точное определение жанра этого неторопливого, до гротеска размеренного прибалтийского кино - фильм-ожидание. Герой-водолаз ждет команды на погружение в воду - вдалеке от берега тонет теплоход (когда смотришь этот фильм в кинозале на корабле - традиционном месте проведения "КРОКа", - чувства зрителей еще более обостряются). Дождь льет не переставая, герой в скафандре курит сигарету за сигаретой, а команды все нет. Мимо проходит жизнь, вокруг что-то горит, взрывается и тонет... Ожидание... Дома водолаза ждет любимая жена - в финале они встретятся всего на несколько минут: она работает ночным стоматологом и ее тоже ждут: машина "скорой" уже стоит у подъезда. Мгновение счастья, один только взгляд - без слов, и опять - долгое ожидание. В жизни такое часто случается, и не только в Эстонии.
Призы 18-го Международного фестиваля анимационных фильмов "КРОК"
Гран-при и 10000 долларов - "Ныряльщики под дождем" (реж. Прийт Пярн, Ольга Пярн, Эстония).
В категории "Фильмы продолжительностью до 5 минут":
- приз фильму "Рубика" (реж. Клер Боэан, Людовик Абас и др., Франция);
- диплом "За отношение к анимации, как к своему любимому животному" фильму "Прогресс черного пса" (реж. Стефен Ирвин, Великобритания).
В категории "Фильмы продолжительностью от 5 до 10 минут":
- приз фильму "Налларбор" (реж. Алистер Локхарт, Патрик Сэррел, Австралия);
- диплом "За пластическую динамику" фильму "Любовь и воровство" (реж. Андреас Хюкаде, Германия).
В категории "Фильмы продолжительностью от 10 до 50 минут":
- приз фильму "Внешний мир" (реж. Дэвид Орейли, Германия);
- диплом "За бережное прикосновение к сложной теме человеческой судьбы" фильму "Сизый голубочек" (реж. Екатерина Соколова, Россия);
- диплом "За высокое эмоциональное напряжение" фильму "Злой человек" (реж. Анита Килли, Норвегия);
- диплом "За самый серьезный фильм" фильму "Дневники Липсетта" (реж. Теодор Ушев, Канада).
В категории "Фильмы для детей":
- приз и 5000 долларов фильму "Доду - картонный мальчик" (реж. Жозе Мигель Рибейру, Португалия);
- диплом "За создание истории с ненавязчивой моралью" фильму "Картина принцессы" (реж. Йоханнес Вайланд, Клаус Моршхойзер, Германия);
- диплом "За очаровательную фантазию" фильму "Ягодный пирог" (реж. Елена Чернова, Россия).
В категории "Прикладная и заказная анимация" (образовательный фильм, музыкальный клип, реклама, ТВ-заставка, эпизод сериала):
- приз фильму "Андроид Флойд" (реж. Джонатан Лайонс, США);
- диплом "За эффективный минимализм" фильмам "Швейная машинка Уша" и "Спасите нашего тигра - игра" (реж. Суреш Эрият, Индия);
- диплом "За врожденное чувство юмора" сериалу "LOG JAM" (реж. Алексей Алексеев, Венгрия).
Специальный приз жюри "За непотопляемое чувство юмора" фильму "Приливы туда-сюда" (реж. Иван Максимов, Россия).
Специальный приз жюри "За изобразительное решение" фильму "Переправа" (реж. Элиз Симар, Канада).
Специальный приз жюри "За первый профессиональный фильм" и 5000 долларов фильму "По каплям" (реж. Лео Верье, Франция).
Особый приз имени Александра Татарского "Пластилиновая ворона" - "За высший пилотаж" и 7000 долларов фильму "После" (реж. Инга Коржнева, Россия).