Начнем со сплетен, подслушанных среди многочисленных журналистов: по слухам, маститые кинокритики ожидают от нынешнего сезона «Московской премьеры» чего-то необыкновенного, начала нового дуновения в сфере отечественного кинематографа. Так ли это будет — покажет время, ведь формально основные линии фестиваля остаются прежними. Возможно, важнейшей из программ остается «Великолепная семерка «МК». Рассказывает художественный руководитель фестиваля Вячеслав Шмыров:
— В условиях нормального проката фильмы, которые мы включили в эту программу, сняли бы сливки зрительского интереса. Но у нас они отторгаются нашим «попкорновым» прокатом. На них всегда есть интеллектуальный зритель, который связывает прошлое с настоящим, помнит о мастерах отечественного кинематографа и в то же время ждет от картины отражения сегодняшней жизни.
«Арт-линия» — калейдоскоп фильмов, у которых при нынешних условиях совсем нет надежды выйти в широкий прокат, так называемые неформатные. «Наше новое детское кино» — по словам Вячеслава Шмырова, «его пока мало, уровень еще недостаточно высокий, но надежда есть». «Особстатья» в рамках фестиваля — XV Форум национальных кинематографий, программу которого представил лично его президент Рустам Ибрагимбеков. Фамилию знаменитого режиссера на пресс-конференции не всем удалось выговорить с первого раза, но Рустам Ибрагимович на это только смеется:
— Я сам только в прошлом году научился ее выговаривать!
Теперь — самое главное! Жюри «Московской премьеры» этого года. Идею его состава «МК» придумал давно: не хочется, чтобы в команду жюри входил специалист в области кино, уже обремененный дружескими связями, симпатиями, антипатиями... Жюри — никакие не профессионалы, а такие же зрители, как мы с вами, разве что фамилии у них известные. Вот фамилия Зюганов... Геннадий Андреевич в жюри уже второй год — уж очень продуктивно он поработал тогда в качестве кинознатока. Кроме того, конкурсную программу будут судить: певец Иосиф Кобзон, поэт Андрей Дементьев, Ренат Акчурин, знаменитый своей операцией на сердце Бориса Ельцина, космонавт Сергей Крикалев, известная телеведущая Анастасия Чернобровина, художник Никас Сафронов. И, конечно, инициатива наказуема, и «МК» отвечает за базар: председатель жюри программы «Великолепная семерка «МК» первый заместитель главного редактора газеты «Московский комсомолец» Петр Спектор.
Одна из важных оргновостей фестиваля — переезд с площадки Дома кино в Киноцентр на Красной Пресне. Причина в техническом прогрессе: фильмы нынче снимают с такими технологиями, что оснащение Дома кино вряд ли бы справилось с программой нынешнего сезона. Другой момент — как попасть на фестиваль? Как известно каждому читателю «МК», достаточно вырезать из газеты специальный купон и обменять его на бесплатный билет. Очереди? Увы, да. Но...
— Сегодня очереди в кинотеатр при нынешнем состоянии нашего кино — это же счастье, это самые беззаботные очереди в мире, как на подъемник на горнолыжном курорте! Если они будут хотя бы раз в году — это великое благо, — говорят организаторы.
Режиссеры и сценаристы представили на пресс-конференции свои фильмы. Денис Родимин рассказал о своей картине «Чужая мать», назвав ее «доктором, который ставит диагноз. Страшный, но кто-то же должен его поставить». Кстати, самое страшное — что актер Никита Емшанов погиб в автокатастрофе, не успев его увидеть... Дмитрий Поволоцкий прокомментировал картину «Мой папа — Барышников»: «Позитивное, легкое автобиографическое кино о стране на рубеже перестройки». Сценарист Алексей Тимм — о фильме «Дом ветра»: «Формат 1D. Аскетическая, скупая история. Я всегда пытался работать с легкими, позитивными картинами, но тут потянуло на катарсис. Особенно меня потрясла актриса Полина Кутепова — это получилась Медея в вязаной шапочке с Черкизона!»
Ретроспективы и премьеры, анимация, встречи с режиссерами — программа в этом году более чем насыщенная. До встречи в кино с 26 августа по 4 сентября!
А о философском аспекте современного кинематографа «МК» поговорил с Рустамом Ибрагимбековым:
— С оптимизмом или пессимизмом вы смотрите в настоящее и будущее отечественного кино?
— Я предлагаю запастись терпением. Все со временем утрясется. Просто у нас разрушена и до сих пор не налажена система проката. Государство в этом не принимает никакого участия, а наоборот, способствовало разрушению. Все происходит на рыночной основе, и рынок отсюда снимает сливки. Отсюда такой интерес к блокбастерам... Думается, после некоторого насыщения произойдет так, как, например, в Париже: специализация кинотеатров, где каждый сможет найти то, что он хочет. Убежден, что это рано или поздно произойдет и у нас.