Первое, что поражает, - многоуровневые декорации. Внизу, под ногами у зрителей, - мокрый и грязный подвал большого берлинского дома. Двумя метрами выше – собственно дом, с остатками мебели и обрывками обоев, оплавленными по краям от воды, огня и бомб. Прямо по курсу - деревянный мосток над крошечным озерцом с настоящей водой. По стенам с ночным блеском льется дождь. А над всем этим – внимание на экран - серое, мутное небо над Берлином.
Теперь, когда Германия проиграла в войне, хозяйка дома Агнес Андерс (Елена Калабина) прячется в собственном подвале – верх занят веселыми, злыми, пьяными русскими. Из русского плена чудом вернулся ее муж Хорст (Геннадий Христенко) – без руки и без штатского платья. Очевидно, что ему, военному, в осажденном Берлине не выжить ни минуты. Достать обычный костюм, а пока прятаться беззвучно и бесшумно – единственный выход. Но русские в перерывах между водкой, шнапсом и частушками находят Агнес, и мудрая женщина находит, казалось бы, правильный выход.
Отныне каждый вечер она поднимается наверх и составляет компанию русскому командиру Степану Иванову (Александр Волков). С одним условием – подвал остается закрытым для всех. Командир оказался мрачным, молчаливым, неразгульным и ничего от нее не требует – но между ними вспыхивает настоящая любовь именно тогда, когда внизу, в подвале, мечется от ярости и ревности родной муж.
Спектакль представляет из себя смесь драматического и пластического театров, главный режиссер театра им. Островского Валентин Варецкий, кажется, хотел добавить еще и некого символизма. Очень зря – все режиссерские попытки извернуться ужом остаются досадной помехой. Очевидные ошибки, когда актеры явно были настроены режиссером на истеричное переигрывание, нулевая, бессмысленная хореография…
И тем не менее от спектакля «не можно глаз отвесть». Почему? Благодаря великолепным артистам. Надо быть каменным, чтобы не наслаждаться этой парой – шикарная женщина Елена Калабина и мачо Александр Волков, Агнес и Степан. Как любят они друг друга – исступленно, с надрывом, чувствуя край и пропасть, и все-таки… Это не пляски юности, у обоих за плечами война и смерть, Агнес потеряла двоих детей - и все-таки… Они не говорят ни на каком общем языке – и все-таки… Не до эротики, не до секса сейчас – и все-таки… Нельзя не сказать о сцене любви на мосту – здесь браво и артистам, и режиссеру. Он вывозит ее загород, и, дрожа от волнующей свободы, от близости, от страсти, они бросаются в пруд. Агнес в комбинации, Степан в белой русской рубахе, и он роняет кобуру в воду, и вот они уже по пояс в ночном озере. Он сажает ее на мост, и сделать это абсолютно невозможно – но все-таки…
Какие там звезды сериалом и всяких музыкально-ледовых проектов! Вот где настоящая красота, страсть и эротизм.