Кинофестиваль, однако, в противовес довольно радикальному конкурсу откроется первой в наших широтах мировой премьерой голливудского блокбастера, а именно фильмом Майкла Бэя “Трансформеры-3. Обратная сторона Луны”. ММКФ не первый раз предоставляет свою площадку для проведения европейской премьеры голливудских фильмов. Так, например, произошло с картиной “Хэнкок” с Уиллом Смитом и Шарлиз Терон в главных ролях. Отличие этого года заключается в том, что на мировую премьеру в Москву вместе со съемочной группой, представленной главными звездами фильма, прибудут все ведущие иностранные журналисты, которые впервые увидят картину именно в России. И которые вряд ли отправились бы в столь дальнее путешествие ради одного только Московского кинофестиваля. В поддержку фильма будет также устроен концерт группы Linkin Park, писавшей саундтрек ко всем трем частям картины.
Что касается главного конкурса, в нем обращают на себя внимание два российских фильма. Первый — “Сердца бумеранг” Николая Хомерики, рассказывающий о нескольких днях из жизни помощника машиниста метро. И второй — “Шапито-шоу” Сергея Лобана. Представляя этот фильм, Кирилл Разлогов заранее извинился перед жюри и журналистами за то испытание, которому их подвергают. Опасаться и правда есть чего. Судя по анонсу, “Шапито-шоу” — почти четырехчасовое действо, “фильм-сказка”, “фильм-лабиринт”, разделенный на четыре пересекающиеся новеллы о любви, дружбе, уважении и сотрудничестве. Среди главных героев можно увидеть Петра Мамонова с ружьем, который сыграл и в предыдущем, не менее радикальном киноопыте Сергея Лобана под названием “Пыль”. Условно российским можно назвать и ремейк фильма Эльдара Рязанова “Дорогая Елена Сергеевна”, который в версии французского режиссера Шарлотты Сильвера получил название “Эскалация”.
Обращает на себя внимание и дебютный фильм “Уход” известного писателя и драматурга, бывшего президента Чехии Вацлава Гавела, также представленный в основном конкурсе. В центре фильма — переживания канцлера, вынужденного после долгих лет службы подать в отставку, а значит, моментально отказаться от целого ряда привилегий вроде правительственной виллы и вообще всей той жизни, к которой он так привык.
Во время пресс-конференции, посвященной объявлению программ, итальянская журналистка посетовала, что на ней не присутствовал президент фестиваля Никита Михалков, и спросила, как дирекция кинофестиваля относится к его инициативе создания в России наблюдательной комиссии по СМИ, которая бы следила за соблюдением журналистами неких морально-этических норм. Но те индивидуальные действия Михалкова комментировать отказались.
— Наоборот, были случаи, когда нас представители посольств других государств просили не включать в документальную программу “Свободная мысль” ту или иную картину, позволяющую себе излишнюю свободу этой самой мысли, и президенту фестиваля приходилось лично отстаивать этот фильм, порой даже на уровне Министерства иностранных дел, чтобы он остался в конкурсе, — рассказал Сергей Мирошниченко, курирующий на ММКФ программы документальных фильмов.
— На Московском фестивале цензуры нет, — заверил Кирилл Разлогов.