Руководство Молодежного театра в Ростове-на-Дону все-таки не допустило к так называемым читкам скандальную пьесу известного блогера и политолога Владимира Голышева “Пребиотики” с г-ном Путиным, отвечающим (по ходу действия) на вопрос, когда у него был первый секс. Как заявил “МК” и. о. директора ТЮЗа Александр Близнюк, “право на политическую сатиру еще надо заслужить”.
В пятницу пресс-секретарь театра заверила “МК”, что неоднозначная пьеса Голышева обязательно будет читаться в лицах на Фестивале современной драматургии, что откроется в ТЮЗе в конце мая. И даже назвала дату — 27-е. На вопрос: “Не боитесь ли цензурных вмешательств свыше? “— ответила: “Не боимся, если в пьесе не нарушается законодательство РФ”. Более того, нам в красках расписали, как все это будет — читать, мол, будет сам Голышев плюс несколько актеров, а реплики прочих многочисленных персонажей (от патриарха Кирилла до амнистированного боевика Овцевода) будут выкрикивать зрители с мест. Зрители предполагались особые — местное прогрессивное студенчество.
Напомним, кто не в курсе: события в пьесе вертятся вокруг отставки Лужкова в 2010 году; первый акт — встреча Путина с разномастной молодежью на озере Селигер. “Вас интересует, когда у меня был первый секс? — спрашивает Путин. — С девочкой? “Взрыв смеха, пауза, гробовая тишина. Далее такие пассажи: “Путин вскипает: “Слушай сюда. Выкинуть из лагеря. Сегодня же. Потом пробей: если учится — отчислить, работает — уволить. С “волчьим билетом”. Пусть кирпичи таскает. Или цемент. В мешках”. В общем, гротеск.
Сам автор (кстати, бывший сотрудник фонда Глеба Павловского) рассказал “МК”: “Организаторы фестиваля в начале мая обратились ко мне с предложением дать им одну из своих пьес. Причем сами указали, какую именно. Я пожал плечами и согласился. Включение “Пребиотиков” в программу фестиваля — их инициатива. Не моя”.
Наступает понедельник. Звоним и. о. директора ТЮЗа Александру Близнюку:
— “Пребиотики” не будут читаться, — мрачно заявляет он.
— Пардон, но насколько я только что слышал от самого автора, пригласить его — ваша инициатива. Никто не навязывался.
— Я объясню. Первый раз в этом году у нас планировались читки современной драматургии (и они обязательно пройдут). 14 мая вечером в ТЮЗе состоялась встреча с авторами. И Голышев на ней был. Я попросил все пьесы для ознакомления. 15-го — ознакомился. И тут же звонят из газет: “Будут ли у вас ставить про Путина? “То есть рекламу г-н Голышев дал раньше, чем получил согласие.
— Ну и какое ваше впечатление?
— Мне хватило первых двух страниц, чтобы понять, что на сцене нашего театра это даже прочитано быть не может. Право на политическую сатиру еще нужно заслужить! В данной ситуации читать это невозможно.
— Скажите как на духу, хотя кто в этом признается, — был нажим сверху?
— Нет. Ни от кого. Даже был удивлен, что из пресс-службы Путина мне не позвонили.
Отдельные наблюдатели не забыли намекнуть Голышеву на политический заказ:
— Бред какой-то. А кто заказчик-то? Разумеется, никакого заказа нет. Единственный заказчик — моя многострадальная Муза. Ну и семья ждет моих литературных заработков.
— И какие перспективы?
— Не хотят в ТЮЗе читать — не надо. Но ростовские любители театра подали прекрасную идею: устроить читку в Москве. Как выберусь из Ростова, сразу же этим займусь.