После отпевания Славу отвезли на Большеохтинское кладбище, где похоронили рядом с отцом. Кто-то из друзей над могилой тихонько сказал, что рок-н-ролл потерял гения. Константин Кинчев промолчал. Но было видно — он стискивает зубы, чтоб не дать воли своим эмоциям.
О том, что Слава чувствует себя неважно, было известно давно. Первый инсульт он перенес еще два года назад. Тогда обошлось. Но здоровье музыканта было не ахти, в последний год он редко выходил из дома, с друзьями общался по телефону или приглашал их в гости.
Молодое поколение алисоманов, пожалуй, не ответит на вопрос: «Кто такой Слава Задерий?». А между тем группу основал именно он, а через несколько лет ушел от Кинчева «по идейным соображениям». После чего создал свой собственный коллектив «Нате!» и написал еще не один десяток песен. Его не стало 6 мая, в 11.50 в Покровской больнице. У Задерия остановилось сердце. Перед этим музыкант пережил два инсульта, операцию и кому.
Когда музыкант был еще жив, я позвонила его жене Айгуль Бакировой.
— Дела плохи, он без сознания, — рассказала убитая горем женщина. И добавила, что договорилась с батюшкой, чтобы мужа соборовали. Слава не выставлял напоказ свою веру, но был крещеным.
Среди тех, кто иногда навещал больного, был и Константин Кинчев. Отношения, несмотря на когда-то возникший конфликт интересов, они поддерживали. Сам Слава объяснял, что им нечего было делить.
— Правда в том, что мы договорились: проект остается у Кости как спектакль с названием «Алиса». В нем и сейчас играют высокопрофессиональные музыканты, а то, что у них нет режиссера, печально. Кстати, название «Нате!» придумал мне сам Костя, — когда-то объяснил мне сам Слава.
Еще одно мистическое совпадение: инсульт ударил Задерия именно накануне юбилейного концерта «Алисы» в Петербурге. Узнав о том, что Слава в больнице, Константин предложил Айгуль деньги: 30 тысяч рублей. Подключились и остальные друзья-рокеры. Они собирались дать благотворительный концерт. Ведь, несмотря на талант и многочисленные проекты, музыкант не умел зарабатывать. Жили они с женой и дочкой довольно скромно. В коммунальной квартире.
— В последнее время Слава выступал нечасто, — вспоминает его друг Андрей Бурлака, — все под тем же названием «Нате!». В основном, играл на концертах памяти друзей со старыми музыкантами. У него была мечта: выпустить трибьют песен Александра Башлачева. Башлачев и Задерий близко дружили. Славе удалось собрать музыкантов, отобрать песни, но он так и не нашел издателей для проекта, из-за чего очень переживал.
Слава бурлил идеями, даже когда себя плохо чувствовал. У него постоянно были разные планы. Он был настоящий фантазер и выдумщик. Но, к сожалению, его песни не так хорошо известны, а записей осталось немного. Хотя группа «Нате!» по профессионализму не уступает тем, кто сейчас в фаворитах у публики.
Фрагмент из последнего интервью с музыкантом
— Вам не обидно, что нынешние алисоманы мало о вас знают?
— Конечно, нет. Я счастлив и нашел свою любовь. А Костя нашел то, что искал, — эпатаж и славу. Я за него рад. Мы продолжаем общаться, про его нынешнее духовное состояние я могу сказать цитатой: «В политику идти опасно, а за религию спрятаться удобно — авторитетов там много».
— Но ведь вы тоже православный!
— Да, я верующий, как и все, кто здесь родился. Однако я предпочитаю никому не навязывать свое мировосприятие.
— Я знаю, вы с Айгуль Бакировой все-таки поженились…
— Да, мы официально зарегистрировали отношения. И обвенчались. Но об этом очень долго рассказывать. Мы, как у Петрарки, прошли девять кругов ада. Я напишу историю своей любви в продолжении книги «Дети равновесия». Дочка у нас, Анастасия.
— Вы не только музыкой, но и кино увлекаетесь. Ваша тяга к нему — отголосок «туманной» юности?
— Я в свое время плотно занимался фотографией. А до того, как «заболел» рок-музыкой, действительно делал кино. Возможно, от этого «Алиса» была такой многослойной. Сцена — это театр. Я чувствую себя больше режиссером, нежели просто членом рок-группы, которая кого-то развлекает или что-то втюхивает толпе. Я люблю большие формы, интеллектуальное творчество. Я считаю, что к слушателю надо относиться уважительно. В противном случае — зачем все? Кинчев и «Алиса» играют порыв, определенный набор, а целостность распадается.
— Вы выгодно отличаетесь от ветеранов рок-тусовки, трясущих пыльными регалиями. Что дает вам столько жизненных сил?
— В моей жизни много мистики. Я знаю, что у меня все впереди. И не стою на месте. Творческому человеку необходимо двигаться, летать, отрываться от земли. Иначе — крах. Чтобы жить в Питере, надо быть немного птицей. Мы хотим поставить новую мистерию и выйти с ней на улицы города. Думаю, народ это расшевелит.