Художественный руководитель премии “Ника” Юлий Гусман, аккумулировав опыт двадцати трех предшествующих церемоний, обратился к залу в двадцать четвертый раз:
— Вот эту рамку над оркестром надо потушить, она слепит первый ряд, а там сидит Владимир Михайлович Зельдин, это нехорошо, — и тут же, не давая гостям передохнуть: — Что еще потушить? Зажечь? Делайте заказы в нашем ресторане!
Заказывали в этот вечер блюда исключительно долгого томления. Не прошло и двадцати минут, в течение которых Юлий Соломонович, отпуская шутки и комментарии, рассаживал гостей по местам, как вышел Михаил Ефремов и зачитал поэтический монолог авторства Дмитрия Быкова. Актер и соавтор проекта “Поэт и гражданин”, читавший на канале “Дождь” стихи про “русскую бабу Наташу Васильеву” и “тандем”, представил аудитории монолог о российском кино, которое — внимание! — “стыдно награждать, ругать смешно, смеяться — подло”.
Эту не сказать чтобы свежую мысль Михаил Олегович растянул на целых девять минут, пару раз заглянув в бумажку за подсказкой. Зато породил отличную шутку: сравнивая современное российское кино со сплошным ремейком, он и себя назвал одним из таких ремейков. Кого именно — объяснять никому не надо.
Дальновидный автор монолога, в любом месте и в любое время выглядящий предельно непринужденно Дмитрий Быков, для своего выступления припас всего четыре рифмующиеся строчки. Вручая народному артисту России Сергею Юрскому одну из спец-“Ник” (“За честь и достоинство”), отметил:
— Мы награждаем Юрского за честь. И это честь для нас, а не для Юрского.
Поэтически-юмористическую линию подхватил бывший капитан команды “КВН” “Пятигорск”, а ныне продюсер и автор шуток и сценариев Семен Слепаков. Исполнив песню о “нашей общей кинопопе”, в которой, по его мнению, почивает российское кино, юморист, во-первых, не забыл посмеяться над собой (над спродюсированным им фильмом “Наша Russia. Яйца судьбы”), во-вторых, выразил надежду: однажды из кинопопы мы выберемся на свет.
Юлий Гусман за день до проведения премии поделился с “МК” своими опасениями:
— На “Оскаре” люди хлопают и радуются каждой чужой победе, даже если хотели выиграть больше остальных. Мы пока не умеем этого.
Все оказалось еще хуже. Пока мы не только не умеем радоваться, но даже скрывать собственное презрение.
Возможно, актриса и одна из “девчат” Марина Голуб, объявляя победителя в номинации “Лучшая операторская работа” (Юрий Клименко за фильм “Край”) и крикнув со сцены его конкуренту: “Миша Кричман, я болела за тебя!” — думала, что поступила искренне и непринужденно. На самом деле — грубо и бестактно.
Возможно, носящие репутацию главных интеллигентов на экране Борис Берман и Ильдар Жандарев, рассказывая перед вручением наград за лучшие женские роли о том, как к Алексею Учителю приехала сниматься актриса Аньорка Штрехель “из богом забытой Германии”, или о том, кто, что и как отсасывал у Ксении Раппопорт в фильме “Золотое сечение”, думали, что тонко шутят. На самом деле — чудовищно.
Возможно, в другой ситуации Алексей Учитель, принимая награду за “Лучший игровой фильм”, не вызвал бы ни у кого раздражения, пренебрежительно отозвавшись о победной статуэтке: “эта игрушка”. Но в этот раз не выдержал даже Юлий Гусман, с места ведущего церемонии демонстративно обратившийся к генеральному продюсеру фильма “Край” Константину Эрнсту:
— Скажи этому парню рядом с тобой, что это не игрушка!
Константин Львович за того парня извинился, попытавшись спасти положение привычным красноречием:
— Давно мечтал подержать эту богиню за талию.
У любой медали, как известно, есть две стороны. Даже если это не медаль, а статуэтка. Даже если у нее большие крылья, золотой отлив, и это богиня на постаменте. Даже если это символ старейшей национальной кинопремии страны — “Ники”. Посмотришь на нее в свете софитов Московского академического театра оперетты: все хорошо. Одна благодарственная речь Сергея Юрского с последующим чтением собственных стихов, посвященных фильму Федерико Феллини “8 1/2”, чего стоит. Не речь, а полноценный моноспектакль.
Но гаснет свет, и ощущение остается не самое приятное.
Дело не в церемонии. Здесь тоже были удачные находки. Например, выступление Лолиты Милявской, на широкое белое платье которой проецировалось видео с номинантами на награду за лучшую мужскую роль. И не в том, как распределились статуэтки. Академикам стоит сказать спасибо хотя бы за то, что Алексею Попогребскому после вереницы наград за лучший фильм, а также работу оператора и актеров наконец-то вручили личный приз, за лучшую режиссуру.
Дело в самих академиках. Пока они не научатся уважительно относиться друг к другу и, в общем-то, к своему собственному решению, трудно требовать того же от простых зрителей. Сюда, конечно, лучше всего ложатся финальные слова главного победителя этого вечера, Алексея Учителя. Уже после того, как он обозвал “Нику” игрушкой, Алексей Ефимович публично примерил на себя роль кота Леопольда:
— Давайте перестанем уже все делить, а будем дружить!
Жаль, что такие слова наши кинорежиссеры говорят, только имея за своей спиной могучую фигуру Константина Эрнста.