Арцибашеву артисты предъявили счет

в виде открытого письма

Скандал в Театре им. Маяковского продолжается, но имеет странный характер — заочный. Худрук Сергей Арцибашев отсутствует по причине болезни и, соответственно, не вступает в контакт с артистами, требующими его отставки. Артисты в отсутствие главного встречаются с главой Департамента культуры Москвы. Наконец, написано открытое письмо Арцибашеву — его подписали 57 человек. “МК” первым публикует его. И первым берет интервью у Арцибашева.

в виде открытого письма
фото: Игорь Захаркин

тестовый баннер под заглавное изображение

“Уважаемый Сергей Николаевич!

Убедительно просим Вас освободить должность художественного руководителя Театра им. Маяковского, занимаемую Вами с 2002 г. В течение 8,5 лет совмещение Вами художественного и административного руководства в 2 театрах — на Покровке и Маяковского — привело к крайнему ухудшению состояния дел в нашем театре.

За это время репертуар театра пополнился Вашими 12 постановками на основной сцене, из которых 3 спектакля: “Женитьба”, “Мертвые души” и “Карамазовы” — по праву заслужили признание зрителей, критиков и являются визитной карточкой театра, хотя спектакль “Женитьба”, как и последующие за ним “Ревизор” и “Три сестры”, является переносом одноименных спектаклей образца соответственно 1996 г., 1993 г. и 1991 г. из репертуара Театра на Покровке”.

По мнению артистов, такая же ситуация с новыми постановками, на самом деле являющимися переносами старых спектаклей г-на Арцибашева или чужих постановок. Далее актеры пишут: “Осуществляемое Вами административное руководство театром в авторитарном стиле не выдерживает никакой критики. Штат Ваших заместителей, руководителей служб, административного и обслуживающего Вас персонала увеличился с 13 человек в начале Вашего руководства до 28 человек в настоящее время. Должность заместителя художественного руководителя занимает Ваш брат — Арцибашев В.Н. При выдвижении работников на руководящие должности Вы следуете принципу родства или личной преданности, лояльности к Вам, а не принципу профессионализма и достижений в работе. В Ваше отсутствие деятельность театра дезорганизована: трудовые договоры актеров не продлеваются, коллективный договор не подписывается, репертуар согласовывается с большими задержками, перспективы гастрольной деятельности не определены”.

Далее артисты пишут об ужасающем состоянии театра. “Обшарпанные стены, в зрительном зале — старые, приходящие в негодность неудобные кресла, трещины в потолке, угрожающие падением люстры. На полу сцены сплошные трещины и дыры, постоянная пыль. Устаревшее светотехническое и звуковое оснащение театра. Разорванный изнутри занавес. За кулисами — пол в гримерной, который нуждается в срочном ремонте, лестницы, на которых работники театра получают травмы, постоянные аварии канализации, антисанитария. В театре отсутствуют кондиционеры и система вентиляции. Во время недавней премьеры спектакля “Дети портят отношение” потекла крыша, и на сцену капала вода. Несмотря на то что в сентябре 2010 года мэром Москвы было подписано постановление о реконструкции театра и что театру исполняется через год 90 лет, никакой реконструкции, ни даже косметического ремонта и обновления материально-технической базы не было и не планируется.

Творческие традиции, существовавшие в театре, с Вашим приходом стали забытыми, а новые не прививаются, кроме традиции ежегодного празднования Вашего дня рождения в Большом зале. В театре налицо творческий кризис, непрофессиональное административное руководство и нездоровый моральный климат.

Уважаемый Сергей Николаевич, уверены, что, освободившись от художественного руководства нашим театром и обременительных административных обязанностей, Вы сможете вновь сконцентрироваться на творческой деятельности, руководя Театром на Покровке и оставаясь режиссером в труппе нашего театра. Мы хотим видеть на месте художественного руководителя талантливого, профессионального, порядочного, высококультурного человека, за которого не было бы стыдно и который, сохраняя ценные традиции нашего театра, развивал его, совершенствуя и приближая к образу театра XXI века.

С уважением и пожеланиями крепкого здоровья, народные артисты РФ:

Симонова Е.П., Филиппов М.И., Костолевский И.М.

А также 57 подписавшихся актеров труппы и 80 работников других служб Театра им. Вл.Маяковского.

P.S. В связи с информацией, полученной от молодых актеров, что Вы активно интересуетесь фамилиями тех, кто поставил свою подпись в письме, обращенном к руководителю Департамента культуры Москвы, сообщаем Вам, что 57 актеров труппы и более 80 работников других служб театра поставили свою подпись под письмом-ходатайством о рассмотрении Вашего несоответствия занимаемой должности. Все подписи были предъявлены господину Худякову на встрече с народными артистами 3.03.2011 г.: Костолевским И.М., Симоновой Е.П., Филипповым М.И. Мы намеренно не обращались с просьбой поставить подпись под этим письмом к молодым и пожилым актерам, как наиболее зависимой от Вас и поэтому уязвимой части труппы во избежание оказания какого-либо давления с Вашей стороны или со стороны администрации театра”.

Сергей Арцибашев: “Если все закричат “пошел вон”, то тогда я уйду, но...”

Что думает по этому поводу сам Сергей Арцибашев? Он до сих пор на больничном и свое первое интервью он дал обозревателю “МК”.

— Сергей Николаевич, вы знали о претензиях артистов, которые они изложили в письме к вам?

— Всех этих претензий я знать не мог. Когда я был в больнице, мне позвонил муж Гали Беляевой (актриса театра. — М.Р.) и сообщил, что готовится общее собрание. Что за спешка? Я попросил отложить собрание до своего прихода, но его не отложили. Его провели в тот день, когда мне снимали швы. А лежать на Каширке и получать негативные известия не хотелось. У меня хоть и не злокачественная опухоль оказалась, но сами понимаете… меня оберегали.

— И все-таки, как вы можете объяснить произошедшее? Все было спокойно в театре и вдруг — “Арцибашева в отставку”.

— Мне трудно это объяснить. Ведь и Филиппов, и Костолевский… Мы были дружны, 24 часа в сутки разговаривать могли. И если я что-то мог не услышать, можно было бы и повторить. Для меня это был шок, но объяснений причин я найти не могу. Наверное, можно было не так агрессивно с их стороны действовать, даже если люди раздражены. Вот они пишут, что полгода пустовала большая сцена. А я ведь ждал, ждал Мишу Филиппова, так как он попросил подождать, сказал, что может начать репетировать “Село Степанчиково” только в конце января.

— Но основные претензии к вам — состояние здания, раздутый административный ресурс. Что вы по этому поводу скажете?

— Я также с болью и горечью хожу по театру.

— А косметический ремонт?

— Косметический ремонт делался, но они говорят о замене кресел, пола сцены. Я же не получил новое здание, оно было еще хуже, и я добился, что в 2006 году его поставили в план на капитальный ремонт. Эксперты сказали, что никакими косметическими ремонтами не обойтись — нужна реконструкция. Но кризис остановил все, хотя после все-таки удалось вторично определить сроки реконструкции.

— Люди очень недовольны работой вашего брата, который, по сути, считается директором.

— Ну надо же было говорить мне.

— А может быть, вас боятся? Считают ваш стиль руководства слишком авторитарным?

— Уже в октябре я услышал от молодежи, что нужно сбросить Арцибашева, но не брата, а меня. Но я, такой авторитарный руководитель, между прочим, несколько раз просил артистов собраться и создать профсоюз, он мог бы решать многие проблемы. Они наконец создали организацию, и получается, что я сам на свою голову создал оппозицию. Если бы я был авторитарным руководителем, разве бы я это допустил?

— Насколько соответствуют действительности непомерно высокие зарплаты у администрации — называют суммы 100—120 тысяч?

— Таких зарплат нет ни у кого, разве что у меня. Я думал о том, как можно больше занять артистов, я искал пьесы. И артисты благодарили меня за такие подарки. И при этом — “пошел вон”.

— И все-таки, у вас есть решение: вы остаетесь или уходите из театра?

— Я не знаю. Есть артисты, которые хотят со мной работать, а есть кто не хочет. Когда я приду в себя, я буду встречаться с художественным советом. Если все в один голос закричат “пошел вон”, то тогда… Но я заключал договор не с актерами, а с Департаментом культуры. Пусть департамент и решает. Я уже согласился на разделение полномочий директора и худрука (до скандала эти две должности совмещал Сергей Арцибашев. — М.Р.). И, скорее всего, будет назначен новый директор.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру