Мессия и роботы

Олег Кулик поставил в Париже литургию о Спасителе

Непредсказуемый русский художник, куратор и режиссер, знаменитый “человек-собака”, решил вновь удивить Париж. В 2009 году Олег Кулик поставил в театре “Шатле” литургию по Монтеверди “Вечерня Богородицы”. Затем театр “Шатле” предложил Кулику сделать вторую постановку. На этот раз Олег выбрал ораторию XVIII века “Мессия”, пожалуй, лучшее творение Георга Фридриха Генделя. Накануне премьеры Олег Кулик рассказал, как поставить многочасовой перформанс о Спасителе.

Олег Кулик поставил в Париже литургию о Спасителе
фото: Timothee chaine

— Почему выбор пал именно на “Мессию” Генделя?

— Потому что Мессия — это поворотная точка всей человеческой истории и сейчас человечество находится на подобном перепутье, когда надо выбирать между всеобщей нелюбовью и всеобщей терпимостью.

— В постановке Монтеверди не было конкретного сюжета, и оратория осталась понята не всеми. “Мессия” Генделя состоит из текстов из Ветхого Завета и Евангелий, через которые рассказывается о пророчестве о приходе Мессии, о рождении Христа, его смерти и вознесении, наконец, о Судном дне. Как все это будет показано?

— Постановка не будет сюжетной в собственно театральном смысле слова. Библейские и ветхозаветные сюжеты не будут разыгрываться актерами на сцене, они будут представлены в видеовитражах.

— Кто выступит в роли Мессии?

— В роли Мессии выступит Мим. Трогательный субъект, который при всех перестройках и модернизациях Структуры не может встроиться в нее. Движения Мима — разнообразные (в отличие от роботов), плавные, округлые, легкие и подвижные. Он танцует вокруг роботов, но главное — это его воздействие-взаимодействие с пространством, т.е. его зримая связь с видеоизображениями. Мима будет танцевать Андрей Иванов, солист Мариинского театра.

— Божественная сущность противостоит дьявольской, которую символизируют роботы. Будут ли на сцене настоящие механизмы? Или роботов играют актеры?

— На сцене будет представлена многоуровневая Структура, наполненная роботами. Четыре главных робота (соотносящиеся с четырьмя солистами) будут перемещаться во время действия по сцене. Все роботы были специально сконструированы.

— “Вечерня Богородицы” отличалась множеством световых и звуковых эффектов. Какие визуальные эффекты в “Мессии”?

— В отличие от “Вечерни Богородицы” в “Мессии” действие сконцентрировано на сцене и ограничивается практически только ею. Хор будет расположен в оркестровой яме в 1-м и 2-м актах и на сцене в конце литургии. Мы стремились создать эффект 3D именно на сцене, а не во всем зале театра. Видеовитражи будут проецироваться на три прозрачных наложенных друг на друга экрана. Проведена неимоверная работа со светом.

— Гендель многократно вносил изменения в “Мессию”. Так что нет версии, которая считается аутентичной. Сейчас большинство хоров используют версию 1912 года под редакцией Томаса Нобла. Какой вариант взяли вы?

— В оркестровке Моцарта.

— Вы не так давно стали отцом. Не разрывались между семьей и творчеством? Жену и дочь взяли с собой в Париж на время репетиций и премьеры?

— Меня это как раз максимально поддерживало и, кроме того, давало идеи. Например, соотнесение Мессии с ребенком стало для меня возможным после рождения дочери. Мы в Париже втроем с начала репетиций.

— Собираетесь ли вы поставить что-нибудь в России?

— Пока планов нет.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру