Суздальский фестиваль - единственный профессиональный смотр всей российской анимационной продукции, ежегодно выпускаемой десятками отечественных студий. Через него проходят как "штучные" авторские работы, так и сериалы "для массового потребления", рекламные и музыкальные анимационные ролики. В этот раз лейтмотивом фестиваля стали весенние настроения, свежесть молодости, новизна ощущений. На сцене нарядного кинозала - тающие снеговики и россыпи первоцветов, в жюри - четыре красивые девушки-режиссера. В роли председателя жюри выступил профессор ВГИКа Станислав Соколов - по его ироничному признанию, "единственный член жюри, старше 30 лет". Оценивать работы было решено по тому же "весеннему" критерию - за свежесть взглядов и новизну в творчестве.
- Фильмы, которые не открывали новых горизонтов в анимации и демонстрировали застой и любование собой, жюри сразу отметались, - рассказал Станислав Михайлович о работе своей команды. - Мы пытались не поддаваться на крики "Браво!" и аплодисменты, и закрывали глаза на титры, понимая, что в зале сидят группы поддержки. И так как жюри наше на 80% молодежное, призы распределялись таким же образом.
В итоге Гран-при фестиваля получил молодой режиссер Михаил Дворянкин из Екатеринбурга, известный как талантливый художник-постановщик нашумевшего несколько лет назад мультфильма "Девочка-дура" (реж. Зоя Киреева). Свою дебютную работу "Подарок" Дворянкин снял про "мальчика-дурочка", говоря языком предыдущей картины. Хотя на самом-то деле мальчик, конечно, совсем не дурак, просто он больше чувствует и переживает, чем противные одноклассники и окружающие его взрослые. В очень просто и точно нарисованном 8-минутном мультфильме дети-подростки шумно празднуют 8 марта, звучит дешевая попса 90-х, мелькают белые форменные переднички и мальчики дарят девочкам подарки.
Приз за лучшую режиссуру и бронзовая статуэтка Маруси с гусем (скульптор Наталья Вяткина) достался белорусскому режиссеру Михаилу Тумеле за музыкальный мультфильм "Бумажные узоры" - сказку о том, как хлопец жену себе сыскал, декорированную уникальными украшениями, искусно вырезанными из обычной бумаги.
Приз за лучшую драматургию взял м/ф "Шатало" Алексея Демина - тонкая психологическая работа, сделанная по мотивам рассказов Юрия Коваля. Черный кот, от которого шарахается вся деревня, потому как "если черный кот дорогу перейдет...", в финале отправляется в дальний путь с моряками, чтобы наконец-то принести людям счастье. Кроме того, этот же мультфильм набрал больше всего голосов в профессиональном рейтинге, составляемом всеми участниками фестиваля, и получил самую ценную награду Суздаля - приз зрительских симпатий.
Другие призы фестиваля: за лучшее изобразительное решение - "Сергей Прокофьев" (реж. Юлия Титова, художник - Дмитрий Суринович), лучший мультипликат - "Балерина и зеркало" (реж. Наталия Суринович), лучший фильм для детей - "Воробей, который умел держать слово" (реж. Дмитрий Геллер), лучший студенческий фильм - "Еще раз!" (реж. Е.Овчинникова, Т.Окружнова, А.Яхъяева, Н.Павлычева, Е.Петрова, М.Архипова, 2-е место профессионального рейтинга). Лучший анимационный фильм из сериала - "Моя собака любит джаз" (сериал "Везуха!", реж. Вероника Федорова).
Традиционный приз за лучший мультфильм-дебют было решено не присуждать. Вместо него бронзовую статуэтку вручили классику мультипликации всех времен и народов Юрию Борисовичу Норштейну - за актерскую работу и сольное пение в фильме "Дедушкин валенок" (реж. Октябрина Потапова).
Спецпризы жюри распределились между мультфильмами "Страницы страха" (реж. Дина Великовская) - "за новое решение антивоенной темы", и "Девочка, которая порезала пальчик" (реж. Эдуард Беляев) - "за расширение сознания". Этой же абсурдной и обаятельной чукотской истории, рассказанной голосом Николая Дроздова, ушел приз им. Александра Татарского, который всегда дается кино ироничному, непохожему ни на что, близкому по духу к творчеству самого Татарского.
P.S. Увидеть многие из конкурсных мультфильмов, в т.ч. лауреатов фестиваля, можно ЗДЕСЬ