За белыми экранами в центре зала, на которые проецируется фильм Годфри Реджио «Коянискации», спряталось пианино. Кстати: коянискации на древнеиндейском языке означает «жизнь, выведенная из равновесия». Секунда - и все шумы стихли: маэстро садится за инструмент. Специально для этой выставки Владимир Мартынов написал новое произведение «Живая дорожка», в котором композитор пытается по-своему осмыслить конфликт двух миров - природы и урбанистического общества. Рассуждения американского кинорежиссера о новой искусственной природе Мартынов перекладывает на язык нот. Пальцы летают по клавишам, напряжение в мелодии нарастает... И вот финальный аккорд: высокий звук - словно последний писк умирающей природы. Такое выступление, не в концертном зале, а в непосредственной близости к слушателю, - часть философии композитора-минималиста.
Музыка Мартынова оттеняет ряд инсталляций, представленных на выставке. Так, он озвучил золотое сечение. До сих пор не объясненную закономерность чисел Фибоначчи художник Александр Панкин изображает с помощью формул и геометрических фигур на картинах. А художник Сергей Катран создал на эту тему инсталляцию. Тринадцать белых и столько же черных стульев он поставил на... теннисные мячики. Последние стулья установлены на тринадцати мячах. «Если продолжать этот ряд, то можно дойти до Луны», - говорит художник. И это не фантация, а феномен чисел Фибоначчи.
Масштаб осмысления звука чувствуется и в работе арт-группы «АЕS+F». Для своего часового видео «Пир Трималхиона», отсылающего зрителя к древнегреческому роману Петрония Арбитра, художники привлекли 120 актеров. Правда, видео мало напоминает роман о трех юных прожигателях жизни. Герои «АЕS+F» пируют, уничтожают НЛО стрелами и превращают шары для гольфа в планеты... И все это под музыку другого композитора - Павла Карманова.
Заключительный аккорд в духе Толстого. «Мир, война, мир, мир, война», - эти словесная игра с названием эпохального романа покрывают огромное полотно. По мысли художника, война - это мужское начало, звучное, а мир - женское и беззвучное. Тысячи феминисток наверняка поспорили бы с автором.
А пока - вот такая партитура на необычной выставке в ГЦСИ.