Россия околоноля: ниже некуда

Артист Белый стал лучшим

Последняя премьера в “Табакерке” имеет политический окрас благодаря авторству “Околоноля” — его приписывают замглавы кремлевской администрации Владиславу Суркову. Тем более что Сурков на премьере был, но на поклоны не вышел.

Артист Белый стал лучшим

Если бы автором сего произведения значился известный или начинающий литератор, спектакль заслуживал бы не меньшего внимания. В конце концов какая разница, кто по бумаге пером водил (пардон, по клавишам компьютера стучал). То, что в минувший уик-энд представила “Табакерка”, производит сильное впечатление — и по форме, и по содержанию.

Наше время в разрезе. Разрез не кровоточит — кровища хлещет. Сначала не в прямом смысле. Есть человек — некий писатель Егор, и есть его путь — от закомплексованного скромняги редактора до интеллектуального преступника в дорогом костюме. Все видит, все понимает, от всего устал. От любви тем более. Последняя привязанность — актриса по имени Плакса, которая и двигает сюжетную линию. А именно: хочет сниматься в кино, снимается и через это гибнет.

Премьера "Околоноля" в “Табакерке” имела политический окрас

Премьера "Околоноля" в “Табакерке” имела политический окрас

Смотрите фотогалерею по теме

Первая часть романа автора (не имеет значение какого) удалась, чего не скажешь о второй. Поэтому первый акт, длящийся без малого два часа, пробивает зал достоверностью. Да-да, думает каждый, именно так, здесь и сейчас, в Москве (России), творится беспредел, имеющий вполне цивилизованную витрину. И люди неплохо одеты, и на хороших машинах ездят, и заграничные туры до острова Цейлон могут себе позволить… И вот герой, Егор, всю жизнь грамотно разводит: власть, подданные — все уложены в микро- и макросхемы.

“Преступность и коррупция — такие же несущие конструкции в нашем обществе, как школа и детский сад…”

И таких точечных смысловых ударов достаточно. Кирилл Серебренников придумал герметичную декорацию, похожую на несгораемый шкаф, подвешенный за петли горизонтально. Страшновато? Еще бы — выхода-то нет. Никому. И костюмы — в основном темные тона. И музыка — не нагнетает, больше пугает вкрадчивой холодной тишиной. Слово “власть”, гнутое из световодов, таскают по залу два разбитных клоуна, и “власть” эта светится холодным безжизненным светом. Эстетское у Серебренникова мешается с абсурдным.

Игра актеров под стать оформлению (можно наоборот) — очень жесткая, техничная. Главный герой — Анатолий Белый, и лучшего артиста на эту роль представить трудно. Про его Егора говорят: “у тебя тишина внутри”, и эту пугающую тишину Белый играет. В тихом омуте оказываются такие черти… Актер с очень гибким, тонким нутром, без нажима, внешних эффектов переходит из одного психологического состояния в другое. Вот он закомплексованный очкарик с покатыми плечами и тут же все понимающий циник в костюме от Бриони. Вот он крепко и самодовольно держит жизнь за хвост, и тут же — бессилие, отчаяние… Бывшая жена, дочь, которую страшно-смешно изображает Алексей Кравченко.

Замечательные работы у Федора Лаврова, Игнатия Акрачкова, Татьяны Владимировой, Владимира Качана.

Серебренников с годами стал минималистом в использовании выразительных средств. Одна сцена у него носит множественный характер. Например, баня одного чувствительного бандита: здесь хор с псевдомолитвами становится то телевизором, то еще чем-то. Дорогая тачка, в смысле иномарка, в прямом смысле театральная тачка, на которой рабочие сцены вывозят героев.

Если в романе эта часть заваливалась, то на театре Серебренников ее попытался собрать и привести к довольно-таки простому знаменателю: “не убивайте”. Библейское “не убий” не открытие, конечно, но в контексте спектакля вполне убедительное.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру