…Ни к чему напоминать, что наша “церемония” (придуманная 15 лет назад Мариной Райкиной) предельно коротка — буквально до 15 минут — и в этом году был бы поставлен новый рекорд скорости, если б не добавление новых номинаций. Так, впервые был оценен балет — за своего “Онегина” фирменное блюдо “МК” с фоткой сегодняшнего номера на аверсе взял прославленный хореограф Борис Эйфман. Ради нашего приза он специально прибыл из Питера в Москву на первом же “Сапсане”; пусть его не очень жалует столичная пресса, зато в лицо (кто еще этим похвастает?) узнает весь просвещенный мир. Браво.
А самым первым в наше беспокойное селенье пожаловал Виктор Сухоруков, сыгравший царя Федора на пару с Александром Яцко (Иван Грозный) в моссоветовском “Царстве отца и сына», за что и получили блюдо и цветы в номинации “Тандем”. Причем “лучший тандем”.
— Одна актриса сказала: “ваша игра не в традициях Театра Моссовета, вы слишком наигрываете”. Согласен! Наигрываю, потому что не царь я, а фабричный советский человек из провинции — Сухоруков. И ставь, о журналист, три восклицательных знака. Мой Федор — страдающий, сомневающийся, не глупый, не дурной, не сумасшедший, а то подают его всяко с медицинской точки зрения…
“Вождизм” так и преследует Сухорукова — только что он завершил роль Хрущева (после нескольких блистательных Лениных рубежа 1990—2000 гг.) А вот и другой царь подоспел — Грозный, которого блестяще сыграл Яцко.
Острую тему власти и бытия российского подхватил Дмитрий Назаров, взявший в категории “мэтры” приз за лучшую мужскую роль второго плана — Лемма в “Дворянском гнезде” МХТ им. Чехова. Кстати, паровозами этого года, собравшими максимальное число призов в разных номинациях, как раз и стали два спектакля-грандиозо — мхатовское “Гнездо” и вахтанговский “Дядя Ваня”. Итак, Дмитрий Юрьевич так рассекретил свою роль:
— Чего лукавить, изначально не хотелось ее играть: не очень, знаете ли, радостен переход с героических ролей на возрастные. “Теодор Христофор Готлиб Лемм” — эти четыре слова переводятся как всевозможные несчастья, сам это раскопал. Но вот второе — его несогласие с поступком главного героя, когда, имея счастье, тот его упускает. Главная фраза была в конце: “Вам направо, а мне налево, мне с вами не по пути, молодой человек”. Неумение и нежелание бороться за свое счастье — свойственно сегодняшней России.
— А вам лично?
— Нет, я борюсь, я оптимист: у меня всегда стакан полуполный. Пока еще.
Однако пора начинать — конференц-зал полон: масса гостей, прежних лауреатов — тут и Евгений Миронов, и Андрей Житинкин, и Римас Туминас… Премию вручают театральный обозреватель Марина Райкина и главный редактор “МК” Павел Гусев:
— Газете — 91 год, а вот премия родилась 15 лет назад — подумали тогда: почему нет? Мы — самая демократичная газета, абсолютно независимая, никаких хозяев у нас нет, я сам — хозяин, так почему б не быть и самой независимой премии? Кстати, у нас здесь можно всё — плясать, кричать, топать ногами!
“МК” наградил блистательных женщин-талантов — Анну Чиповскую (за Глафиру в “Волках и овцах” “Табакерки”), Юлию Пересильд (за Гелену в “Варшавской мелодии”) и Мадлен Джабраилову (несколько ролей в “Триптихе” театра Петра Фоменко), с нее началась номинация “полумэтры”, Мадлен в азарте:
— Какая теплая компания! Со всеми здесь хотела бы работать! И благодарю актеров, которые в спектакле в буквальном смысле носили меня на руках!
Кирилл Пирогов — ее партнер по “Триптиху” — признан также лучшим в “полумэтрах”. Громкие аплодисменты Сергею Чонишвили — лучшая мужская роль в “Методе Грёнхольма”, Театр наций. Он же, кстати, как выяснилось, озвучивал рекламные ролики “МК”. За “лучший дебют” в спектакле “Бешеные деньги” приз был присужден и Ивану Урганту, но он из-за съемок приехать не смог.
Лучший эксперимент — у “Звездной болезни” Иосифа Райхельгауза, а лучший студенческий спектакль — “История мамонта” Кати Гранитовой.
Самое тяжелое бремя досталось “мэтрам” — они шли последними. Итак, лучшим спектаклем был признан “Дядя Ваня” Римаса Туминаса, лучшей женской ролью второго плана признали — опять же тандем — Наталью Егорову и Нину Гуляеву (МХТ им. Чехова), которые решили чуть не запеть от счастья. Лучшую “мужскую роль” взял Сергей Маковецкий (все в том же “Дяде Ване” — Войницкий). А под разрывные аплодисменты блистательная Ольга Яковлева была всенародно объявлена лауреатом премии “МК” за лучшую женскую роль-2010 — бабушка в “Обрыве” МХТ им. Чехова. Вспомнился “Театр” Сомерсета Моэма: “Джулия ощутила себя душой, витающей в райских кущах”. И, конечно, Евгений Миронов, как начинающий худрук Театра наций. Под занавес — традиционная фотография на память и фуршет.