Юрий Воронов (33 года, Москва) — организатор старейшего фан-клуба Майкла Джексона.
Юлия Сергеева (26 лет, Санкт-Петербург) — поклонница Майкла Джексона.
Антон Сычев (23 года, Краснодар) — организатор виртуального фан-клуба Майкла Джексона.
Мария (25 лет, Москва) — поклонница Майкла Джексона.
Гагик Айдинян (22 года, Сочи) — двойник Майкла Джексона.
— Почему место паломничество фанатов Джексона было выбрано именно у подножия памятника великому оперному певцу?
Юрий: — После трагического события 25 июня прошлого года (день смерти Майкла Джексона) волна фанатов Майкла хлынула к американскому посольству, где мы стихийно организовали “стену плача”. Приходили туда каждый день. Но перед приездом в Москву Барака Обамы нас вежливо попросили оттуда удалиться. Пришлось переместиться к памятнику Шаляпина, что в двух шагах от посольства, и перенести туда фотографии Майкла, игрушки, свечи. Рядом находится дом-музей Шаляпина. И администрация музея не возражала и никак не препятствовала паломничеству к памятнику. Будем честны перед собой, ведь Шаляпин — Майкл Джексон своего времени. Федор Иванович — звезда мировой величины по тем временам, из наших российских исполнителей к нему никто так и не приблизился. То же самое можно сказать и о Майкле! К тому же от памятника Шаляпину идет мощная энергетика нашему любимому Майклу. Выходит, один великий певец приютил возле себя другого.
Мария: — В Москве существует еще одно место встреч фанатов Джексона — в сквере у отеля “Метрополь”, где останавливался Майкл во время своего визита в Москву в 1993 году.
— Недавно “стена плача” была испорчена вандалами?
Юлия: — Поклонники всё восстановили за два дня.
— Со стороны городских властей были нарекания в ваш адрес?
Юрий: — Резких замечаний в наш адрес не поступало. Для нас место рядом с Шаляпиным стало священным, мы постоянно там убираемся, во время встреч ведем себя прилично, не выпиваем. Разве что можем спеть песню или потанцевать, не более того… Люди приходят туда поклониться святому месту. А для нас “стена плача” — место святое!
— Фанаты Джексона хотели установить в столице памятник Джексону, собирали подписи?
Юрий: — Подписи в этом случае роли не играют. Согласно закону, только через пять лет после официальной даты смерти человека можно получать разрешение на установление ему памятника. Также этот человек должен внести существенный вклад в культуру города — вклад в мировую культуру роли не играет. Так что с памятником придется повременить…
— В России много фан-клубов Джексона?
Юрий: — Порядка сотни. Среди наших фанатов не только молодые люди, есть те, кому перевалило за пятьдесят. Например, нашему фан-клубу 2 октября исполнится 9 лет. У нас есть филиалы и в других городах. Мы встречаемся, общаемся, организовываем концерты и флэшмобы, посвященные Майклу. Например, в день рождения кумира мы арендовали три “Икаруса”, колесили по Москве, затем под проливным дождем устроили танцы на Красной площади, закончили вечер у “стены плача”.
Мария: — Первый фан-клуб Джексона образовался в России в 1993 году, когда в столицу приехал Майкл. Кстати, мы с мужем познакомились именно в том фан-клубе.
Антон: — Я образовал фан-клуб около года назад, после смерти Майкла. Сейчас в нашем сообществе 20 000 участников.
— Среди фанатов Джексона есть неадекватные персонажи?
Юрий: — Они есть везде. Но я умею предвидеть подобные ситуации и избежать их. В целом у нас дружный коллектив. За 9 лет наш фан-клуб доказал свою высокую организаторскую способность, умение достигать общей цели. Мы — сильная единица! Мы — одна семья!
— Как фанаты относятся к двойникам кумира?
Юрий: — Как к актерам! Эти люди просто играют роль Майкла Джексона. На самом деле двойников Майкла в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Почему все решили, что их как грибов после дождя? Когда-то я сам являлся двойником. Но это в прошлом… Фанаты таких людей воспринимают по-разному — одни к ним относятся негативно, другие их обожают.
Мария: — Я знаю девушку, которая с 14 лет стояла перед телевизором и целыми днями копировала движения Майкла. Сейчас она открыла свою школу танцев.
Двойник Майкла Джексона Гагик Айдинян: — Первый раз я увидел Майкла в клипе “Say, Say, Say”. Мне было 7 лет. В 12 лет решил повторить его космические па. А в 15 лет решил стать артистом оригинального жанра “MJ Tribute”. Гримируюсь для максимального сходства с Майклом. Сам придумываю дизайн костюмов. А некоторое время назад я принял участие в конкурсе “Минута славы”. Теперь меня приглашают выступать на праздниках. Дело в том, что я инвалид по слуху — не слышу вокал и ритм во время танца, но чувствую вибрацию. После того конкурса я выиграл приглашение в Лос-Анджелес, где должен был встретиться с Майклом. Но не успел. Теперь у меня другая мечта — встретиться с королевой поп-музыки Мадонной. Я ее обожаю.
— Кажется, что после смерти Джексона число его поклонников заметно возросло?
Юрий: — Это факт. Раньше на наши мероприятия я по крохам наскребал участников движения. А после смерти Майкла хлынула волна фанатов. Нас объединило общее горе.
Мария: — Часто бывает, что человека начинают ценить только после смерти.
Юлия: — После смерти Майкла началась невообразимая истерия. Я никогда прежде такого не видела. Майкл был везде и всюду — люди толпами валили на интернет-форумы, сайты и группы. Склады магазинов, выпускающих продукцию с изображением Майкла, опустели. Даже один крупный интернет-сайт накрылся от количества запросов на эту тему. В какой-то момент я чувствовала себя в центре смерча под названием “Все любят Майкла”. Забавно, ведь я всегда для Майкла хотела такой всеобщей любви, но совсем при других обстоятельствах. Выходит, “смерть — лучший пиар”. Майкла больше нет, а все, что с ним связано, теперь вызывает интерес.
— Как фанаты переживали уход Джексона?
Юрий: — Это была масштабная трагедия. Люди падали на грязный асфальт у свечек рядом с нашей “стеной плача”. Рыдали часами. Представьте, что я раненый боец и выношу с поля боя на себе другого раненого. Вот так можно описать эмоции, которые пришлось пережить в первые месяцы после ухода Майкла. Траур длился не один, не два дня. Ведь музыка Майкла перевернула всю нашу жизнь. Поэтому его смерть оставила глубокий рубец на сердце, и эта рана не могла зажить за несколько дней. Уверен, у многих она будет затягиваться годами.
Мария: — Для нас Майкл был родным человеком. Я узнала о нем, когда мне было 3 года. Он был мне другом, родителем и учителем. Его смерть стала для меня жутким ударом. Мы с мужем собирались через две недели лететь на его концерт в Лондоне. Было очень тяжело… Но, заметьте, никто не заливал горе вином. Да, многие люди потом обращались к психологам за помощью, но не более того.
Антон: — В тот день все изменилось. Я проснулся утром, включил телевизор и узнал страшную новость: Майкла больше нет! У меня был шок, слезы брызнули из глаз. Мне хотелось побыть одному. Конечно, были люди, которых накрыла депрессия, но таких немного. Мы поддерживали друг друга. На годовщину смерти Майкла мы собрались вместе, танцевали, хором исполняли его песни. Все надели на руку белые браслеты — в память о Майкле. Он же надевал такой браслет в память о детях, умерших от СПИДа.
— В прошлом году в Интернете появилось сообщество, где фанаты Джексона на полном серьезе пропагандируют идею, что их кумир жив.
Юрий: — Если людям легче от этого, почему нет? Это лучше, чем видеть плачущего на коленях фаната.
Мария: — Многие не верят в смерть Майкла. Есть же люди, которые верят: Элвис Пресли до сих пор жив. Здесь сложилась такая же ситуация.
Юлия: — Это движение началось через неделю после смерти Майкла. И с той поры количество “беливеров” (так называют себя те, кто верит, что Джексон жив) возросло в геометрической прогрессии. Есть как минимум два русских ресурса, где общаются “беливеры”, и десятки групп на разных интернет-сайтах. Не говоря уже про зарубежные форумы и сайты — их великое множество. Что это за люди? Основная масса — тинейджеры, которые узнали о Майкле 25 июня 2009 года. Поиски доказательств того, что он жив, являются для них захватывающей игрой в “Сокровище нации”. Знаете, всякие там подсказки, ключи, знаки… Это “приключение” занимает их умы сильнее, чем сам Майкл, его личность и творчество. Кроме малолетних фанатов есть, конечно, и другие — постарше и поумнее. Не знаю, что движет ими. Возможно, нежелание мириться с реальностью.
— В России фанаты Джексона пытались покончить жизнь самоубийством?
Юрий: — Один случай был задолго до ухода Майкла. В Рыбинске девочка отравилась газом из-за любви к Джексону. За границей 12 человек добровольно ушли из жизни, когда не стало кумира. У нас писали о двойнике Джексона Павле Талалаеве, который якобы тоже предпринял попытку суицида. Но этот миф пусть останется на его совести…
— Как родители относятся к фанатизму своих детей?
Мария: — У меня в детстве были серьезные проблемы с отцом. В эти нелегкие времена Майкл являлся для меня огромной поддержкой. Можно сказать, Майкл заменил нелюбящего меня отца. Джексон всегда говорил: “All children of the world, I love each of you with all my heart”. Я слышала это и знала, что Майкл меня любит.
— Все фанаты Джексона умеют танцевать “лунную походку”?
Антон: — Почти все фанаты Майкла пытаются танцевать, как он. Я и сам не прочь поплясать вечером после рабочего дня. Но еще ни один из фанов не добился таких успехов, как Майкл. Никто никогда не сможет повторить его “лунную походку”.
— Кто-то из российских фанов Джексона покупал билет на его последний концерт, который не состоялся?
Юрий: — Многие покупали, и никто не осмелился сдать их обратно. Эти билеты оставили себе на память. И поверьте, если сегодня кому-то из фанатов предложить купить билет на концерт Джексона — хотя все прекрасно понимают, что Майкла нет и выступление не состоится, — билеты все равно разойдутся.