К чему приведет очередное поручение Президента РФ Владимира Путина по наведению порядка в сфере ЖКХ данное 25 февраля? Жилищно-коммунальные услуги устойчиво занимают среди прочих услуг первое место по обеспокоенности и недовольству потребителей.
Так что постановка задачи общественного контроля этой сферы более чем назрела – перезрела. Я держу в руках безликие отчеты управляющих компаний, взятые из открытого доступа. Ровные колонки голых цифр. Никакой аргументации, никакой расшифровки, отсутствие каких-либо обоснований. Могу сказать определенно: сегодня потребители не имеют возможности знать, каким образом расходуются деньги, которые собираются с них в виде платы за оказанные услуги. Отсутствуют и системные механизмы, которые обеспечивали бы контроль за выполнением организациями производственных и инвестиционных программ. Неудивительно, что ответственные чиновники на местах всерьез не воспринимают многочисленные поручения главы государства. А мы ждем, что они снизят нам тарифы, то есть лишат сказочной маржи своих партнеров - монополистов, присвоивших общенародные ресурсы!
Нет никаких объяснений и для пассивной позиции контролирующих органов.Непрозрачность ЖКХ – одна из главных причин недовольства граждан властью. Ответом на обращения потребителей о нарушении их прав на получение информации о прозрачности деятельности управляющих компаний является постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №731. Оно обязывает управляющие организации в открытых источниках предоставлять гражданам исчерпывающий объем информации о своей деятельности в соответствии с утвержденными стандартами. На деле постановление не работает. Права и ответственность за его выполнение переданы на региональный уровень, однако регламент, устанавливающий механизм контроля, до сих пор не принят. На практике в настоящее время постоянный мониторинг и детальный анализ сайтов управляющих компаний на соответствие раскрываемой информации утвержденным стандартам в полном объеме не производится по всей Российской Федерации. Следствие – в открытом доступе висит информация управляющих компаний, не соответствующая утвержденным стандартам.
А вот выводы по результатам независимого дистанционного мониторинга, проведенного экспертами некоммерческого партнерства «Реальный контроль»:
- в 90% не ведется раздельный учет по каждому отдельно взятому дому и по видам работ, что не соответствует основной цели отчетности и позволяет, «сваливая» затраты в общий котел, производить значительные хищения;
- 90% организаций замалчивают (умышленно?) информацию о запланированных видах работ и их выполнении, что позволяет УК производить хищения путем оплаты денег за невыполненные работы или выполненные с ненадлежащим качеством;
- 95% не указывают полностью состав общего имущества многоквартирного дома и, соответственно, не раскрывают сведения о средствах на его содержание, что позволяет бесконтрольно списывать значительные денежные средства на его содержание;
- 100% не раскрывают обязанности своих подрядчиков и не информируют собственников о зонах разграничения ответственности (собственник не способен определить зоны ответственности каждой из сторон, занятых в управлении его имуществом);
- у 90% нет средних и конкретных показателей по закупкам ресурсов по каждому конкретному дому (собственник не способен оценить и просчитать свою долю потребления ресурсов, это касается общедомовых нужд).
Путем проведения независимого мониторинга можно легко проверить, как на практике подавляющее большинство управляющих организаций посредством публикаций усложненной и неполной информации заведомо создают видимость открытости своей деятельности. При этом проверяющим даже не надо выезжать на место. Смотри в интернет, фиксируй и штрафуй. Но и этого на местах не делается.
Напрашивается вывод - уполномоченные органы надзора либо не имеют соответствующих специалистов, либо умышленно не хотят видеть явных нарушений по выполнению требований закона управляющими компаниями. Такое отношение на местах порождает стойкое убеждение граждан в высоком уровне коррупции в сфере ЖКХ.
В этой связи закономерно может быть поставлен вопрос о введении в практику работы органов общественного контроля регулярного заслушивания руководителей отраслевых федеральных структур, глав регионов, а также уполномоченных органов государственного жилищного надзора по следующим вопросам.
Как исполняется Постановление Правительства РФ от 23.09.10 г. № 731 по раскрытию информации управляющими организациями?
Какие меры применены к управляющим организациям, нарушающим данное постановление?
Как организован общественный контроль и жилищное просвещение по вопросам ЖКХ?
Замечу, что эффективный общественный контроль соблюдения прав потребителей возможен только как элемент системы государственной политики. К моему глубокому сожалению, именно системность в объединении усилий всех заинтересованных лиц и организаций для повышения качества жилищно-коммунальных услуг, предоставляемых нашим гражданам, предотвращения нарушений в данной сфере сегодня отсутствует.