В допетровские времена новый год начинался 1 сентября. Прошли столетия, а новый год в этот день остался. Новый учебный год. Новый год, независимо, календарный он или учебный, всегда подведение итогов и надежда, что в следующем году итоги будут иные (не такие плачевные, хорошие или еще лучше).
Ушедший учебный год традиционно запомнился скандалами с ЕГЭ. Скандалы всегда лучше запоминаются. Каждый год образовательные начальники заявляют, что подобное не повторится. И слово свое, в общем-то, держат. Подобное не повторяется. Появляется новое. Очередной «наш ответ Чемберлену» - Фурсенко.
Спор, нужен ли ЕГЭ или нет, с точки зрения, современных реалий не актуален. Он вошел в кровь и плоть детей, родителей, учителей. Когда появляется такса за услугу, значит, это услуга всерьез и надолго.
Лет восемь назад делал интервью с Владимиром Филипповым, который, будучи министром образования, стоял у истоков ЕГЭ. В ходе беседы он несколько раз горячо повторил: «Купить ответы ЕГЭ невозможно». Заблуждался Владимир Михайлович. Еще, как возможно. Все, что продается, обязательно когда-нибудь покупается.
Беда нашей школы, да и не только ее заключается в том, что любая здравая идея, как правило, губится или искажается до неузнаваемости на уровне исполнения. И пресловутый ЕГЭ самое наглядное тому подтверждение. Дело даже не в его продажности. Благодаря ему образование из обучения превратилось в тупое натаскивание. Я имею в виду, прежде всего, гуманитарные предметы. ЕГЭ – расцвет эпохи репетиторства. Литература и история уничтожены, как образовательные предметы.
В связи с этим постоянно раздаются голоса, что школа деградирует, уровень образования падает и т.д. и т.п. Но школа – сколок общества. Это не она деградирует, а общество. Каковы запросы и потребности общества, такова и образовательная среда. Школа не спасет мир от разрушения. Она не формирует мир, она следует за ним. И не похоже, что наш мир печалится по поводу школы.
В последнее время я не встречал подростков, которые бы комплексовали из-за своего нечтения Достоевского или Чехова, Булгакова или Трифонова. Возродить любовь к литературе в школе невозможно. Нет потребности, Общество не позволит. Общество, сформировавшееся на сериалах и ток-шоу.
Возможно, частичное отрезвление придет тогда, когда внедрение новых образовательных стандартов потерпит фиаско. Что-то мне подсказывает, что со стандартами ситуация будет похлеще, чем с ЕГЭ.
С 1 сентября новые образовательные стандарты повсеместно появятся в начальной школе. Что это за зверь такой, новые образовательные стандарты?
Стандарт помимо решения чисто образовательных задач нацелен на становление личностных характеристик ребенка. Выпускник начальной школы должен быть «любящим свой народ, свой край и свою Родину; уважающим и принимающим ценности семьи и общества».
Стандарты сами по себе замечательные – любить народ, уважать ценности общества. Но они совсем не коррелируются с реалиями нашей жизни. Стандарты сами по себе, жизнь сама по себе. Ну, с любовью к народу еще какую-нибудь «лапшу» можно придумать, а, как можно научить уважать то, чего нет. А те «ценности», что имеются – украсть, распилить, сфальсифицировать – не нуждаются ни в какой пропаганде. Сокровенная мечта многих подростков – карьера чиновника – красть, пилить, фальсифицировать. Где они «отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?»
Образцов нет, а новый учебный год есть, который обязательно начнется. Когда закончится, будем подводить итоги и жить надеждами на будущее. И так по кругу каждый год. По этому поводу вспомнилась абсурдистская частушка.
« Здравствуй жопа, новый год. Я купил баранки. Парень девушку решил проводить с гулянки».