Предложение по так называемому радикальному реформированию системы призыва в армию, где юношей призывного возраста предполагают обязать лично являться в структурные подразделения военкомата в двухнедельный срок после опубликования президентского указа за получением повестки под расписку, лично я оцениваю скептически.
Не устранив причину, законодатели и чиновники от исполнительной власти в очередной раз стремятся бить по хвостам, размахивая перед юношами нагайкой в виде угрозы применить статью 328 УК РФ («Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы»).
Десятилетиями воспитывая своими действиями и бездействием отвращение к армии в обществе, власть пытается фактически перейти к очередной фазе шантажа призывников. Могу сказать, что, кроме усиления конфронтации в обществе, подобные инициативы сверху ни к чему хорошему не приведут.
Законы природы и общества изменить нельзя – хотите получить приток чего-либо (в данном случае призывников), создайте условия притяжения, в силу которых от желающих нести службу не будет отбоя.
В принципе, реформа вооруженных сил и подразумевала создание контрактной армии, снимающей проблему призыва.
Если руководство министерства уже доложило Верховному главнокомандующему о том, что реформа практически завершена, то, значит, никаких существенных проблем к этому моменту уже не должно было остаться. (Кстати, это касается не только МО, но МВД и других «реформированных» структур).
То, что сегодня предлагается по реформе призыва, напоминает старую песню, в которой девушка мечтает о том, чтобы ее принц:
«...не пил, не курил и цветы всегда дарил,
В дом зарплату отдавал, тещу мамой называл.
Был к футболу равнодушен, а в компании не скучен
И к тому же чтобы он и красив был, и умен».
Именно эти фантастические мечты привели к тому, что девушка, в отличие от подруг, так и не вышла замуж.
В случае с Минобороны и призывом примерно та же фантастика. Только слова немного другие – «чтоб сам за повесткой приходил».
Я, конечно, не юрист, но не исключаю, что призывная «реформа» может противоречить принципу презумпции невиновности.
Но если уж идти на эксперимент, то я бы начал не с призывников, а с чиновников. Ну, например, кто из них добровольно и вовремя не подал правдивую декларацию о доходах или признался, что провалил реформу? А главное, понес ли кто-нибудь из них хоть какое-то наказание?