Казалось, что тема противостояния СССР—Западная Европа ушла в прошлое. Противостояние огромных армий, глубоких и широких фронтов, глубоких танковых прорывов, мобильных наступательных групп, глубоко эшелонированной обороны и т.д. Это войны огромных армий, привязанных к конкретным государствам, на территориях их участников. Последние десятилетия выдвинули на первый план совсем другой тип войны, сегодня их называют мобильные, партизанские, войны с невидимым противником, террористическими ячейками-сетями. На Украине идет сегодня гибридная война, т.е. война, совмещающая в себе войны старого и нового типов.
Необходимость переходить на новые планы военных действий, новые учебные программы и пр. была продиктована войной в Ираке: тем, как ее задумывали, планировали, и осуществляли. Собственно военную компанию американская армия выиграла за неделю. Разгромили огромную иракскую армию, почти не понеся жертв. Радость победителей длилась пару месяцев, а потом начался тот ад, который американское командование, политическое и военное, само спровоцировало, и плоды которого американцы хорошо усвоили, и по журналистским репортажам, и по фильмам, и по воспоминаниям участников. Сначала началась партизанская война, которую США, хоть и с трудом, но выиграли, а потом началась террористическая война, которую Америка, по всем понятиям, проигрывает.
И вот сейчас, когда в добавок к прошлым проблемам НАТО и США появился новый и очень серьезный противник — ИГИС, когда американская армия сокращает свои бюджеты, Россия вдруг решила показать всем, что она тоже что-то значит в этом мире. Она посылает своих пацанов на своих железках на Украину, она заявляет о защите «русского мира», она напомнила, что Казахстан никогда не был государством, она выкрала эстонского офицера на границе. Все это приводит весь прибалтийский мир и нервную Польшу в состояние крайней ажитации и даже некоторой паники. Все требуют от НАТО прямой защиты, военных баз и зонтика безопасности. И готовы платить за безопасность целыми двумя процентами годового бюджета, в то время, как Америка тратит на свою армию, составляющую основу НАТО около 6%, т.е. опять же платить за восточно-европейскую безопасность придется Америке. За то, чтобы соседи России чувствовали себя в безопасности. При этом Америка знает истинную ценность российской военной мощи, знает ее отсталость и неспособность к сколько-нибудь серьезным операциям. Знает, что никогда и ни при каких обстоятельствах Россия не пойдет на конфликт ни с одним государством — членом НАТО. А Россия, тем не менее, как бы раскручивает Америку и НАТО на траты. Она провоцирует, подзуживает, играет с огнем, как бы говоря: а вот, что я еще могу, а вот, как я могу еще повернуть!
И все это ради чего? В страшном сне никому не нужна ни вся Прибалтика, ни какая-то ее часть, если ценою будет отказ Европы покупать наш газ. Но зато… могу ведь! И Европа соглашается: если на Украине смогла, значит, и там сможет! А значит, придется и базы строить, и деньги тратить. И совсем не тратить или тратить меньше там, где сегодня для всего мира, и для НАТО, и для Европы важнее всего — война с террором, с исламским крестовым джихадом.
Российскому государству от всего этого кири-ку-ку никакой выгоды нет. То есть вообще никакой. Режим ИГИС ненавидит Америку, но Россию он ненавидит не меньше, а из-за Чечни даже больше. Проку нам мешать Америке и НАТО воевать с этой новой угрозой — нет. Но мешаем, причем мешаем настойчиво. Как бы говоря: «Мы вам еще устроим такие провокации, мы все ваши маленькие и большие бюджеты заставим потратить на строительство новых баз и отражение возможных угроз сибирского медведя, а не на то, на что вы хотели. Нам счастья нет, но и вы замучаетесь пыль глотать!» И, конечно, всегда есть возможность остановится, заявить о своей поддержке справедливой войны против террора, но… посеребрите ручку, господа хорошие! Мы гулять хотим, мы хотим воли на своем постсоветском пространстве. А погуляв, мы хотим приехать на саммит НАТО в Уэльсе, и чтобы нас там не просто уважали, а чтобы с нами там обращались как с главными, как с царицею морскою!
А ценой всего этого кири-ку-ку стали: Украина, и дело там, кажется, совсем еще не кончено; серьезное решение Европы найти альтернативные источники газа. Ну, и, конечно, постоянные базы НАТО в Прибалтике и Польше. И, главное, национально объединенная Украина, объединенная противостоянием с Россией, с каждым днем все решительнее обращающаяся в сторону Запада.
Так, может быть, пора прекратить играть в очень непредсказуемые по своим последствиям игры?