Так получилось, что я близко наблюдала две удачные (Грузия, Киргизия) и две неудачные (Молдова, Белоруссия) цветные революции. Плюс еще что-то непонятное в Абхазии со вкусом фейхоа. На Украину, в Армению редакция, к сожалению, не подписала командировку. Недавние события в Южной Осетии никакого отношения к цветной революции не имеют, по моему глубокому убеждению.
Во всех упомянутых выше случаях выборы были непременным атрибутом революции.
Но не всякие выборы подходят для революции, а только нечестные. Причем нечестность этих выборов должна быть всем очевидна. В этом и состоит главная проблема. Современные технологии позволяют фальсифицировать выборы абсолютно незаметно для наблюдателей. Вожди «революции роз» в Грузии, будучи в течение многих лет лидерами правящей партии Союз граждан, весьма успешно и незаметно фальсифицировали выборы в пользу Шеварднадзе: Жвания был с 1995 года руководителем его предвыборного штаба. И даже когда в 2000 году избиратели просто не пришли на участки, нужный результат был. В 2001 году после первой неудачной попытки переворота Жвания и Саакашвили ушли в оппозицию.
В ноябре 2003 года в Грузии прошли парламентские выборы. В России тогда мало кто догадывался, что эти выборы – пролог к череде «великих потрясений», касающихся нас напрямую, поэтому из российских журналистов я там была, по-моему, одна.
Такой вакханалии на участках я не видела больше нигде и никогда. Стояли огромные очереди; избиратели ломились в двери и скандалили; десятки людей не могли найти себя в списках, зато находили давно умерших родных и соседей. И даже людей 1801-го года рождения. Все это фиксировали наблюдатели, которых было едва ли не больше, чем самих избирателей. Что это было? Неужели Шеварднадзе утратил инстинкт самосохранения и доверил выборы полным идиотам?
Все намного интереснее. Составлением электронных списков избирателей занималась американская неправительственная организация IFES (International Foundation for Electoral Systems). С программным обеспечением ей помогали люди одного из будущих лидеров Революции роз Зураба Жвания и Эроси Кицмаришвили (гендиректор «революционной» телекомпании Рустави-2, друг детства Саакашвили). В списках оказалось множество избирателей, родившихся в начале 19 века. То есть списки испортили сами революционеры, испортили так, чтобы это сразу все заметили, чтобы массовые фальсификации стали очевидными.
В 2003 году партия Саакашвили, которая по данным своих же собственных экзит-полов (вряд ли полностью беспристрастных) должна была набрать 30%, получила 27%. Эта разница в 3% и стала поводом для революции. На первых же после победы демократии в Грузии «честных» выборах количество избирателей чудесным образом увеличилось на 600 тысяч человек. Однако это уже никого не волновало.
Дело-то сделано.