О главном, то бишь о Курильских островах, но издалека.
Сегодня, на второй день пребывания в Японии, я, кажется, поняла феномен успеха японцев. У него всего две главных составляющих.
Первое - коллективное чувство стыда, которое является причиной умопомрачительного трудолюбия. Японцы ведь даже утром приветствуют друг друга словами, что в переводе на русский означают примерно следующее: «Я восхищаюсь тем, что вы встали и начали работать раньше меня». Одна из самых популярных телереклам риса: папа утром завтракает с детьми и те говорят ему на прощание: «До встречи утром!». То есть само собой разумеется, что отец возвращается с работы настолько поздно, что все уже спят. Работать до 8-10 вечера - это норма в Японии. И вроде никто не заставляет тебя этого делать, но человек чувствует свою ответственность перед всеми – государством, коллегами, начальством, семьей (Боже, ну почему ты отнял все это у русских?).
Второе - чтение. Японцы одна из самых читающих наций на планете. И своему успеху они во многом обязаны чтению даже не книг, а газет. Да-да. Сегодня мы, российские журналисты, убедились в этом, посетив редакцию газеты «Никкей». Издание специализируется на политических и экономических новостях и имеет тираж - минуточку! - 3,5 миллиона экземпляров. При этом – еще раз внимание! – выходит дважды в день аж на 44 полосы. И наконец (это поразило больше всего) она имеет 300 тысяч платных подписчиков на сайте, которые выкладывают почти столько же денег за электронную газету, сколько за бумажную.
Но как?! Как возможно заставить читать газеты всю нацию?! Мы едва душу не вынули из руководства «Никкей». Те в ответ несколько раз подчеркивали, что они всего лишь 4-ые по тиражу, что впереди них газеты с тиражом в 11 миллионов экземпляров в день…
Итак, японцы читают газеты постоянно и это больше, чем признак хорошего тона. Быть в курсе событий, быть информированным для них означает идти по пути спеха.
Надо сказать, что и газетные пиарщики прикладывают не мало усилий для такого имиджа. Вот, скажем, долгое время шла по ТВ реклама этой же экономической газеты, нацеленная на молодежь. Почти что целый сериал сняли! В одной серии парень знакомится с девушкой, которая по утрам читает «Никкей». Она очень удивляется, узнав, что он не выписывает газету и расстается с ним, как с бесперспективным. В конце она приходит устраиваться на работу в компанию своей мечты. Босс за столом - тот самый парень (он внял ее советам и стал успешным) - с ее любимой газетой в руках… После этой рекламы издание стали читать даже школьницы в метро, которые в экономике явно ничего не соображают. А еще у каждой газеты свое агентство по подписке. Так вот почтальоны-мальчишки сумеют и мертвого уговорить на подписку до 2020 года…
-У вас смелые печатные СМИ, но ваше телевидение стало очень скучным, - делятся своими впечатлениями японские коллеги. – Когда-то ваше НТВ было для нас примером, а теперь мы его не смотрим.
Признаются, что иногда называют Владимира Путина диктатором в своих статьях. Но это только после принятия им «странных» законов, типа закона об "иностранных агентах" (НКО)…
Журналисты как никто другой знают отношение населения к российским властям и в целом к России. И вот что, как они уверяют, считает каждый среднестатистический японец.
-Без решения территориального вопроса не возможно радикальное изменений взаимотношений. Нам бы хотелось, чтобы Россия отдала 4 острова... Это было бы справедливо. Но мы понимаем, что это не в ваших интересах. Потому с радостью согласились бы и на меньшее.
Не знаю, но по мне так острова простым японцам и не нужны вовсе. Просто японское правительство имело не осторожность некогда объявить, что приложит все усилия для возврата. А оно в отличие от нашего слово держит и, опять же, обладает чувством стыда - не может в грязь лицом…
-А что вы с этими островами делать-то будете? – пристаю к простым японцам.
-Жить. Потомки тех японцев, что родились когда на Курилах, мечтают вернуться.
Уж не знаю, так ли это... Мотивацию эту ведь создают СМИ. А они такие отличные пиарщики...