В один из ноябрьских дней 2006-го года я находился в своем кабинете пресс-секретаря МВД Ингушетии, когда раздался телефонный звонок. Звонили из дежурной части. Звонивший сообщил, что меня внизу дожидается некто Горчханов, который желает со мной поговорить. Спускаясь, я все гадал, - неужели они?
На улице ко мне подошли двое мужчин, на вид около 50-ти лет и вежливо поздоровались. После некоторых слов приветствия один из них сказал, что он дядя расстрелянного преступниками несколько недель назад Адама Горчханова.
- Мы знаем, что это ты тогда сделал все, чтобы ему помочь. Я пришел поблагодарить тебя и согласовать с тобой вот это, – и протянул несколько страниц печатного текста. – Там все правильно написано?
- Откуда вам известно, что именно я был тогда там на месте?
- Об этом говорили почти все на похоронах.
На лице читалась горечь потери любимого родственника. Глаза были похожи на плотину, сдерживающую поток слез. Попрощавшись, они ушли.
Вот, что было в этих бумагах.
Президенту
Российской Федерации
В.В. Путину
От жителя Республики Ингушетия,
проживающего: г. Назрань,
муниципальный округ Плиевский,
переулок Али Горчханова №22,
Горчханова Магомеда Хасановича
Уважаемый Владимир Владимирович!
4 ноября 2006 года нашу семью постигло большое несчастье. Средь бела дня, в центре Назрани, неизвестные злоумышленники обстреляли из ручного пулемета машину, в которой находился наш сын, сотрудник ФСБ, майор Горчханов Адам Гапурович. От полученных ранений Адам скончался в больнице, не приходя в сознание, и эта трагедия стала очередным свидетельством того, насколько уязвимо наше общество перед угрозой безнаказанной, а потому бесчинствующей преступности.
К сожалению, не увеличение государственных расходов на правоохранительную систему, ни рост числа милиционеров на душу населения не приводят в нашей стране к снижению количества тяжких преступлений и данный факт поневоле заставляет людей думать о том, что решение этой проблемы лежит совсем в другой плоскости.
Недавно весь мир увидел телевизионный сюжет из Японии, где показывали, как разъяренный местный хулиган преследовал вооруженного, но насмерть перепуганного полицейского. И этот позорный случай стал причиной немедленного увольнения со своих постов всего командного состава Токийской полиции.
Я не случайно вспомнил данное происшествие, потому что оно лишний раз доказывает неоспоримую истину: искоренение преступности или, во всяком случае, успешная борьба с ней зависит вовсе не от вложенных финансовых средств и штатных расписаний, а от мужества и самоотверженности конкретных сотрудников правоохранительных органов.
Во время упомянутого покушения на моего племянника, случайно по близости оказался сотрудник Пресс-службы МВД Ингушетии, лейтенант Назир Евлоев. Был праздничный день (Уроза-байрам), на улицах множество народа и, я уверен, в толпе было не мало милиционеров в гражданской одежде, однако, только лейтенант Евлоев отреагировал так, как и положено стражу порядка. С целью предотвратить преступление, он бросился к месту происшествия, а увидев уже уезжающую машину произвел в нее несколько выстрелов из табельного пистолета, затем оперативно организовал доставку раненного в больницу, дал ориентировку на розыск машины и, вообще, действовал хладнокровно и грамотно.
Наша семья выражает искреннюю благодарность сотруднику МВД Н. Евлоеву за добросовестное отношение к своим служебным обязанностям и считаем своим долгом поставить об этом в известность Вас.
Владимир Владимирович!
Ингушетия очень маленькая республика и здесь всё обо всех хорошо известно. Я специально заинтересовался личностью лейтенанта Н. Евлоева и обратил внимание на два случая из его служебной практики.
Весной нынешнего года на приграничной с Ингушетией территории РСО-Алания террористы, путем подрыва газопровода (Ставрополь-Грузия), спровоцировали сильную утечку газа (диаметр трубы 90 см., давление газа 50 атмосфер), а недалеко от этого места установили второе взрывное устройство на основе выстрела от гранатомета с часовым механизмом. Эта граната должна была разорваться после того, как в низине накопится огромное газовое облако. Если бы план террористов сработал, близлежащее Ингушское селение «Гиреево» было бы стерто с лица земли!
Приехавшая на место происшествия оперативная группа МВД, в числе которой находился и Евлоев, еще не знала о существовании второго взрывного устройства. Подвергаясь смертельному риску, Евлоев спустился к месту происшествия, так как местные жители поговаривали о странном предмете на месте утечки газа, где обнаружил бомбу с часовым механизмом. Евлоев произвел фото и видео запись находки и, выйдя на безлопастное место, доложил о возможном втором взрыве. Совместно с, уже приехавшими на место происшествия сотрудниками МВД РСО-Алания, организовали эвакуацию жителей из опасной зоны. Взрывотехники быстро обезвредили взрывное устройство и, как говорили потом саперы, до взрыва оставалось приблизительно пол часа. Весь ход этой операции Евлоев снял на видеопленку, а через несколько дней на страницах нашей республиканской газеты опубликовал отчет о происшествии и проделанной работе. Страшно представить, что могло бы произойти, если бы вспыхнуло газовое облако диаметром около километра.
Помимо регулярных печатных статей, Евлоев в конце каждой недели выступает на местном телевидении, рассказывает о криминальных происшествиях минувшей недели, призывает граждан к содействию в раскрытии преступлений и эта часть его работы во многом препятствует возникновению в обществе всевозможных домыслов и нежелательных слухов.
12 ноября 2006 года, Назир Евлоев находился в служебной командировке в г. Москве и подвергся там нападению грабителя. Ударом кастета сбив его с ног, преступник вырвал из его рук сумку с его личными вещами и попытался скрыться. Однако Евлоев быстро вскочил на ноги, догнал нападавшего и, в завязавшейся драке, переломил натиск преступника и, использовав табельное оружие, задержал и, уложив его на землю лицом вниз, держал до тех пор, пока не приехала патрульная группа.
Все что я рассказываю – это только рядовые «будни» сложной и многогранной работы лейтенанта милиции, к тому же, обратите внимание, не оперативника или инспектора уголовного розыска, а всего лишь штатного сотрудника Пресс-службы.
Я пишу эти строки, а сам думаю о том, насколько важно и полезно для общества, чтобы в наших правоохранительных органах было как можно больше толковых и самоотверженных сотрудников и чтобы именно по этим качествам происходила раздача званий и продвижение по служебной лестнице.
Уверен, что Вы, как глава государства, в котором жил и работал мой племянник, целиком разделяете со мной эту точку зрения и обратите внимание на молодого, но, смею Вас заверить, уже опытного и весьма перспективного лейтенанта.
С искренним уважением: М.Х. Горчханов.
Через несколько дней я поехал в дом, где жил Адам. Во дворе стоял пожилой мужчина. Им оказался Гапур – отец убитого единственного сына Адама. Я поздоровался с ним и во время высказывания своих соболезнований, он крепко обнял меня, так крепко, будто обнимал вернувшегося своего сына.
- Когда ты его видел, он был еще живой, - дрожащими губами, едва сдерживая слезы, спросил Гапур.
- Да. Гапур, ты можешь считать меня своим сыном, сказал я и, попрощавшись, ушел.
С уважением, Назир Евлоев!
Честь имею.