Уважаемые коллеги. Хочу к вам обратится и привлечь к совместному решению проблемы, которая сейчас крайне актуальна на просторах Интернета. Наверняка, многие из вас, на просторах Интернета сталкивались с рекламой казино и букмекерских контор. Эти мошеннические организации, обманывающие интернет-пользователей и извлекающие немалые доходы из этого, придумали для себя оригинальные способы рекламы для привлечение новых жертв.
1. Они скупают на YouTube все более или менее привлекательные каналы, размещая свою рекламу в каждом выходящем видео
2. Они оплачивают переводы кино- и телевизионных новинок с требованием выпустить перевод раньше других
3. Они при помощи онлайн-кинотеатров размещают рекламу в каждом фильме и сериале, даже на русском языке
4. Они убеждают пользователей Интернета, с помощью рекламы якобы исходящей от посторонних людей, что существуют схемы и способы выигрывать у казино достаточно большие суммы
Не стоит напоминать, что деятельность любых казино на территории Российской Федерации запрещена, за исключением ряда игровых зон в Алтайском, Приморском и Краснодарском крае, Калининградской области. А право на прием ставок в сети Интернет имеют только две компании в государстве. Законами предусмотрено, что организаторы азартных игр в букмекерских конторах или тотализаторах обязаны получить у ФНС лицензию на осуществление подобных услуг. Для этого нужно выполнить ряд условий: компании нужно иметь 1 млрд рублей чистых активов, 500 млн рублей в качестве банковской гарантии и 100 млн рублей уставного капитала. Все эти требования, призванные защитить игроков в азартные игры оставили за рамками правового поля компании, которые не в состоянии их выполнить. И это правильно, ведь среди них было очень много откровенных мошенников.
Находясь на нелегальном положении и не выплачивая налогов и лицензионных сборов, они направляют свои доходы на вовлечение в обман новых пользователей, в том числе и совсем юных. А если разглядеть внимательно выборку каналов YouTube, на которых они размещают свою рекламу и их целевые аудитории, то сразу станет понятно, что прицел в молодежь не случаен. Весь популярный молодежный контент заражен этой заразой. Не стоит пояснять, зачем они выцеливают именно молодых и юных.
Государство в лице ФАС и ФНС пытаются бороться с нарушениями закона, но их усилия пока далеки от результата. По требованию Федеральной налоговой службы (ФНС) с октября 2015 года, когда начал действовать закон, позволяющий блокировать в интернете онлайн-казино и нелегальные букмекерские конторы, Роскомнадзор заблокировал более 6 тыс. таких сайтов. Также были заблокированы и порядка 50 приложений в AppStore и Google Play. Но большая часть из заблокированных ресурсов, практически мгновенно изменила адреса и оповестила об этом своих пользователей. С этого момента изменилась даже их реклама – в ней появилась фраза «…испытываешь проблемы с заходом на …» и далее следовала инструкция как обойти запреты.
Безусловно, стратегия государства верна. Законодательно отрегулированы все нормы, регулярно производится блокировка ресурсов, выписываются штрафы за нарушения и т.д., но эти меры всё равно недостаточны. Они направлены против лишь основных нарушителей закона – организаторов игр. Государство борется с очень масштабным злом и помощь гражданского сообщества тут будет не лишней. Как мы можем помочь бороться с этой раковой опухолью Интернета, которая может стать проблемой для огромного количества семей и не только в РФ?
Наша ассоциация предлагает комплекс гражданских мер по противодействию распространения незаконных азартных игр и вовлечения в них молодых и малолетних. Правительственные организации борются с организаторами игр, а мы поможем им бороться с теми, кто помогает рекламировать незаконную деятельность и привлекать новых игроков. Тем более, что незаконной рекламой зарабатывают наши коллеги – блогеры. Взявшись за эту проблему все вместе, мы безусловно сможем ее разрешить и не позволим втягивать наших детей в игры на деньги, с молодых лет превращая их в зависимых от азарта людей.
Необходима кампания по привлечению в наши ряды множества волонтеров, в задачу которых будет входить выявление интернет-ресурсов и YouTube каналов, нарушающих закон и внесения их в наши списки. Другая часть волонтеров должна будет взять на себя выявление владельцев каналов и ведение переписки, как с нарушителями закона, так и с органами регулирования.
Многие из блогеров, которых привлекли незаконные деньги и давших согласие на размещение рекламы азартных игр на своих каналах, возможно не догадываются о незаконности своих действий. Поэтому предлагается такая мера как информирование, которое будет происходить в виде письма владельцу канала с объяснением правовых и этических норм. В случае если информирование будет бесполезным, а бесчестный делец продолжит размещение незаконной рекламы, информацию о его противоправной деятельности мы будем передавать в соответствующее подразделение YouTube. В случае отсутствия реакции представителей YouTube, следующее письмо отправляется в Роскомнадзор с просьбой продублировать требования к YouTube. Также должны будут направлены письма в органы правопорядка (при российском гражданстве нарушителя) так как размещение рекламы азартных игр попадает под ч. 3 статьи 5 ФЗ N 244-ФЗ - деятельность по организации и проведению азартных игр с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет», а также средств связи, в том числе подвижной связи, запрещена. А также п. 1 статьи 7 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе» не допускается реклама товаров, производство и (или) реализация которых запрещены законодательством Российской Федерации. И ч. 2 статьи 27 ФЗ «О рекламе» которая не допускает рекламу основанных на риске игр, пари в сети Интернет. Соответственно грозит ответственность: Статья 14.3 КоАП РФ. Нарушение законодательства о рекламе (в ред. Федерального закона от 28.12.2009 N 380-ФЗ) 1. Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, — (в ред. Федеральных законов от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ, от 29.06.2015 N 175-ФЗ) влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
К сожалению, штраф за рекламу азартных игр, как вы видите, совсем скромен. До двух с половиной тысяч рублей для обычного гражданина. Сумма штрафа для владельца YuoTube канала явно уступает гонорарам за размещение незаконной рекламы, что несомненно требует значительной корректировки на законодательном уровне. И это станет еще одной стороной нашей борьбы. Мы предполагаем собрать группу экспертов и с их помощью разработать эффективные поправки в Закон и в дельнейшем передать их на рассмотрение в ГосДуму РФ.
Такие же меры предлагаются для пишущих блогеров, имеющих собственные блоги или размещающие их на блог-платформах.
А вот действия в отношении онлайн-кинотеатров, допускающих рекламу азартных игр в своем контенте упрощены. После стадии выявления подобных ресурсов, списки с нарушителями будут периодически передаваться в Роскомнадзор для блокировки данных сайтов.
Для эффективной борьбы с этим незаконным явлением нам требуются все головы и руки, которые мы сможем привлечь. Ведь работы действительно очень много. Но даже если каждый из нас потратит в день пятнадцать минут, мы сделаем будущее наших детей более здоровым, ведь известный факт, что зависимость от игры – это серьезное заболевание. В чем может заключаться ваше участие?
1. В участии в создании предметного плана действий. Основа плана, как вы видите у нас имеется. Но мы считаем, что его коллективная разработка позволит предусмотреть больше важных деталей, нюансов, поможет во всем следовать букве закона и вывести идеально сложенный информационный продукт.
2. В составлении образцов писем и обращений. Информирующих писем, жалоб на YouTube, обращений к популярным личностям и общественным деятелям, заявлений в правоохранительные органы и Роскомнадзор, которыми будут пользоваться волонтеры, взявшие на себя ведение переписки.
3. В регистрации нарушителей закона. Встретив канал или сайт с рекламой азартных игр, букмекеров, просто добавьте его в наш реестр, который будет организован на нашей площадке.
4. В коммуникациях. Те из волонтеров, что готовы взять на себя ведение переписок от имени МАБ, взяв на себя конкретного адресата ведут его до получения результата. Если это информирующее письмо владельцу YouTube канала, то схема работы будет выглядеть следующим образом. После отправки письма и получения ответа, в случае согласия поблагодарить, а в случае отказа направить жалобу в YouTube. Далее при отсутствии реакции от них в Роскомнадзор и правоохранительные органы.
5. В переговорах с ведущими ютюберами Рунета и топовыми блогерами. Нам потребуются все люди готовые помочь, а лидеры мнений особенно, так как они задают тренды. Это позволит получить максимальный уровень огласки и привлечения внимания к проблеме.
6. В привлечении к сотрудничеству политиков, членов правительства и общественных деятелей. Очень важно найти понимание и поддержку у людей от которым прямо или косвенно зависит успех нашей борьбы. Чем больше их будет вовлечено в нашу борьбу, тем выше шансы на успех и высокий градус внимания.
7. В привлечении внимания к проблеме СМИ. Не менее важно привлечь федеральные средства массовой информации к решению этой проблемы. Мнение СМИ может заинтересовать не только обычных граждан, но и политиков, правоохранительные органы и регуляторов.
8. В воспитании родителей и их детей. Необходим разъясняющий контент для родителей, педагогов и т.д. Вряд ли все одинаково хорошо представляют себе, как и просто существование угрозы, так и последствия бездействия. Поэтому необходимы материалы дающие абсолютное представление о проблеме, как о психологической стороне вопроса, так и об оценке с точки зрения законодательства. Для подготовки таких информационных и методических материалов нужны специалисты – психологи, преподаватели и врачи, работающие с зависимостями и т.д., совместно с которыми мы будем их создавать.
Из всего описанного выше можно уже сделать вывод, что дело предстоит очень сложное и масштабное, но очень важное и социально значимое. Именно поэтому нам так важна помощь каждого члена МАБ и не только. Мы выступаем против незаконных структур, обладающих огромными средствами и в любом случае встретим противодействие в той или иной форме. Но мы, именно мы должны сделать все, чтобы наши дети, да и не только дети, ибо некоторые взрослые хуже детей, перестали испытывать на себе ложную и преступную привлекательность легких денег. Почему мы? Потому что это продвигается усилиями наших коллег блогеров и блогеров, тоже ведомых жаждой наживы и плюющих на этическую сторону вопроса и законность.
Ждем ваших комментариев и предлагаем начать предварительное обсуждение кампании уже под этим постом. Также с вниманием отнесемся к критике, кроме той, что будет со словами хайп и хайпануть.
Команда МАБ