Новосибирск – третий по величине город в России, но в федеральных новостях он появляется редко. Как живут здесь люди сегодня, в эпоху деиндустриализации страны? «От промышленной мощи времён Советского Союза осталось, наверное, процентов 16-20, не больше», – говорит мой собеседник, инженер «Центрального автомобильного ремонтного завода № 15».
Предприятие в основном работает на оборонку. На его производственных площадях есть ещё один небольшой завод, абсолютно мирного профиля. Здесь выпускают зерноочистительные комплексы нового поколения, которые покупают в России и на внешних рынках.
Конструктор предприятия с удовольствием показывает нам «фокус»: ставит ребром десятирублёвую монету на основание работающей зерноочистительной машины. Монета стоит, не шелохнувшись, при том, что включён форсированный режим. Это значит, что агрегат сделан с умом, в нём нет лишней тряски и вибрации, что хорошо для зерна и для человека.
Между прочим, конструкторские идеи этой и других зерноочистительных машин родом из советского прошлого. Давние разработки до сих пор не превзойдены молодыми инженерами.
Но придумать хорошую машину – мало. Надо воплотить её в металле, выпустить на рынок, продвинуть, продать.
Мы говорим с гендиректором предприятия:
– Сколько времени у вас ушло от запуска завода до выхода первой продукции на рынок?
– Полгода.
– Да вы Илон Маск Новосибирска!
Мой собеседник скромно разводит руками. И, действительно, запустить машиностроительное производство в современной России, да ещё на отечественных разработках, – подвиг. Это же не носками китайскими торговать!..
Высококлассные инженеры, конструкторы, организаторы производства – настоящие герои наших дней. В неимоверно трудных условиях, фактически двигаясь против генеральной линии госуправления, они добиваются результата. Честь им и хвала!
***
Сколько таких заводов в Новосибирске? Полагаем, немного. Иначе жизнь в России была бы совершенно другой. Ну а пока – беглая экскурсия ещё по одному предприятию – Новосибирскому патронному заводу.
Вот этапы большого пути: октябрь 1941 года – эвакуация патронного завода из Подольска в Новосибирск, налаживание производства, работа на оборонку. Октябрь 1991 года – Министерство оборонной промышленности СССР передает имущество завода в аренду трудовому коллективу. Приватизация. 2002 год – создание «Новой лизинговой компании» для управления имуществом и производственными площадями. 2015 год – открытие частного индустриального парка «Новосиб». На его территории по-прежнему работает несколько раз реорганизуемый патронный завод, действуют и другие небольшие производства.
Всё, естественно, непросто. У патронного завода из-за санкций были большие проблемы, а из-за стагнации промышленности в России и весьма унылого инвестклимата другие производства в индустриальном парке тоже не расцветают. Плюс низкий спрос населения: у народа элементарно нет денег.
Смотрим вакансии по Новосибирску. Акционерное общество «Новосибирский патронный завод». Требуется станочник широкого профиля с зарплатой от 23 до 26 тыс. рублей, инженер-технолог – 25 тыс. рублей, экономист на производство – 25 тыс. рублей.
Всё остальное – в том же духе.
В цехе НПЗ
Конечно, можно назвать бывшие промышленные площадки, работавшие на оборонку, технопарком, райским местом или «мечтой инноватора», но суть от этого не изменится. В России – деиндустриализация, и для таких промышленно развитых городов, как Новосибирск, это ежедневная трагедия, убиение жизни.
Давно выставлен на продажу «Сибсельмаш» – ещё один гигант оборонки, агония которого тянется больше десятилетия. Судьба этого предприятия, людей, связанных с ним, ещё ждёт своего Шекспира. Потому что рассчитывать на другие жанры – уголовные дела, например, не приходится. За измену родине не наказаны те, кто входил в высшее руководство страны, кто принимал преступные решения, в логике и далеко идущих последствиях которых мы живём до сих пор.
И не в том ли «социологическая» суть пенсионной реформы – поскорее убрать свидетелей катастрофических управленческих решений, принятых руководителями страны на сломе эпох?!.. То, что не удалось сделать Гитлеру в 1941-м – разгромить советскую промышленность – вполне получилось у «своих чужих»!.. Мы, рожденные в 60-е, сразу были брошены под каток экономических репрессий, так называемой «шоковой терапии». Она привела к деиндустриализации, к несправедливому обогащению высокопоставленных комсомольцев и партийцев, к обнищанию народа, к разгулу криминалитета, к становлению архаичной системы госуправления.
Россия стала сырьевым придатком развитых стран, о чём свидетельствует не только структура экспорта-импорта, но и засилье компрадоров, диктатура банковского сектора, паразитирование бюрократии, деградация этики, эстетики и физического здоровья народа.
Так и живём! Просвета пока не видно.
***
В конференц-зале гостиницы «Хилтон» людно – народ стоит в проходах. Нет, это не статусный сбор чиновников, куда проходят по спецприглашениям, и не добровольно-принудительное собрание бюджетников. Впервые в Новосибирске проходит выездное заседание Совета Торгово-промышленной палаты по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Тема: «Новый курс. Сильная промышленность. Сибирский взгляд. К успешным национальным проектам – через реальный сектор».
То, что с 1985 года производство металлорежущих станков в Новосибирске сократилось на 95,9%, производство готового проката черных металлов упало на 91%, число предприятий обрабатывающей промышленности «ужалось» почти на 24 % – для собравшихся не открытие. А вот что делать?
Глава Совета Константин Бабкин считает, что нужно менять систему взглядов на место России в мире:
– Мы открыли свой рынок, перестали существенно поддерживать отечественную промышленность. Получили определенный выигрыш: пересели на иномарки, прилавки наполнились товарами и многочисленными сортами колбасы. Но сегодня эта парадигма не дает развития. Она непродуктивна, она – тормоз. Надо сместить центр мира с геоцентризма на «Россия-центризм». Только развитие собственной промышленности, построение сильной культуры и цивилизации дадут нам результат. Нам нужно изменение трех вещей: налоговой политики, денежно-кредитной и внешнеторговой...
Выступает экс-губернатор Новосибирской области и Красноярского края Виктор Толоконский: «Прирост, прирост и прирост именно в производственной сфере. Это должна быть главная оценка и главная мотивация в региональной политике». Что касается тактики нового курса, то здесь прозвучали дополнения: «Основа современной конкурентоспособности – это наука, технологии и компетенции».
Да уж, компетенции!.. С ними у нас явные проблемы. Особенно в области госуправления. Характерный пример привёл Александр Зырянов, гендиректор Агентства инвестиционного развития Новосибирской области:
– Я однажды разговаривал с иностранцем. У нас он покупал лес, вывозил его за рубеж. И вот гражданин иностранного государства говорит мне: «Я не понимаю, почему в России не ввести такие элементарные меры, как, например, сокращение на десять процентов каждый год квот на вывоз круглого леса. За десять лет всё производство было бы перенесено в страну. Здесь бы производилась мебель, бумага, другие вещи, которые делают из древесины».
Парадокс: наши высокопоставленные двупаспортные чиновники, меньше размышляют о национальных интересах России, чем иностранный бизнесмен!.. Где же находится «сердцевина» их настоящей родины?!
Ещё один пример на тему «ресурсного проклятия» привёл депутат Заксобрания Краснодарского края Иван Серебряков:
– Приезжают к нам из Японии представители компании «Ямаха». В Китае они покупают резонансную древесину для музыкальных инструментов. Китайцы им продают красноярскую ель, вы не поверите, полторы тысячи евро за кубометр! А мы здесь отпускаем по пять тысяч рублей! О чем можно дальше говорить?.. Зато стоимость киловатт-часа в Красноярском крае для предприятий около восьми рублей. Индекс промышленного производства в крае только за 19-й год упал на семь пунктов. Говорим о пеллетах [топливные гранулы из опилок и других отходов – Авт.], но при такой стоимости электроэнергии, при этой налоговой политике их никто выпускать не будет.
«Успокоил» Серебрякова выступающий из Республики Алтай: «У нас цена электроэнергии – 18 рублей. Чубайсовскую политику надо ликвидировать, это он установил в России такой порядок, чтобы всю промышленность убрать. Надо, как в США: цена на электроэнергию должна быть примерно везде одинакова, чтобы сохранить конкурентоспособность».
Звучит как недостижимая утопия: «Чубайсовскую политику надо ликвидировать». Но, во-первых, в этом мире нет ничего вечного, а, во-вторых, внешнее давление (санкции, гонка вооружений, переписывание истории и др.) таково, что, как сказал поэт, «Либо мы убережем Россию, либо мы погибнем вместе с ней».
Расчёты, приведенные Советом Торгово-промышленной палаты (а бизнес считать умеет!), показывают, что при разумных подходах экономика области могла бы расти темпами 10 % в год и выше. Как, впрочем, и вся России. Но для этого нужен слаженный труд миллионов, справедливые налоги, доступные и дешевые кредиты, протекционизм, а не политика в стиле «заходи к нам поскорей, выноси последнее».
Идея, что в России надо жить долго, благополучно и с хорошим достатком, похоже, нравится далеко не всем планировщикам смыслов. Ещё бы: она лишает разрушительных занятий тех, кто привык работать на противоположный результат и получать за это не только аморальное удовольствие, но и солидный госгешефт.
Но время имитационных величий заканчивается. Пора действовать из принципа целесообразности. А он таков: только высокотехнологичный труд с достойным вознаграждением даст возможность сохранения и развития России. Всё остальное – углеводороды, трубопроводы, атомное оружие, органы госбезопасности, дружба с «партнёрами» – увы, не гарантия. Это мы уже проходили!
Сначала разумная экономическая политика, потом – политические реформы. В СССР, как мы помним, решили действовать наоборот. Результат известен. Повторять этот опыт, на наш взгляд, не стоит. Уж очень получается затратно. Вторую «перестройку» Россия не потянет. Так что лучше отставить грабли в сторону.