В Петербурге холодно, утром за окном на нашем термометре было –25. Дома неуютно, не хочется вылезать из-под пушистого теплого одеяла. А ровно 70 лет назад 3 февраля 1942 года в Ленинграде было еще холодней, только в квартирах не было отопления, воды в кранах, электричества и был маленький кусочек хлеба на целый день О Блокаде я знаю по рассказам моего дедушки Геннадия Ивановича Французова.
Когда началась Блокада ему было 10 лет. Он до сих пор трепетно относится к хлебу и научил относится к хлебу с уважением нас – своих потомков. Война началась в разгар школьных летних каникул, а через два месяца в голубом сентябрьском небе Ленинграда появились самолеты, несущие смерть, и это было начало приближающейся бездны.
В детстве совсем не думаешь о смерти, интересная жизнь ждет впереди, а тут смерть пожаловала в гости и не хотела уходить. Дедушка много рассказывал мне о том, что он пережил. Очень тяжело представить что было, потому что я нахожусь в теплой квартире, где светло и пахнет блинчиками, а за окном шумят машины. Тогда транспорт не ходил, выбитые окна домов были заколоченные фанерой и железом. Занесенные снегом улицы, по которым люди с трудом тянули саночки с грузом. Темнота и жуткий холод. Многие люди засыпали и не просыпались, а подвигом было встать и идти.
Я представляю огромные очереди в булочную за хлебом, где люди в сильный мороз стояли и падали в годные обмороки, представляю подводную лодку у Эрмитажа, которая давал ему электроэнергию – я даже ее нарисовала эту лодку на уроке рисования в школе. Самым страшным был декабрь 1941 года – для служащих, иждивенцев и детей норма хлеба была 125 грамм, в составе которого была ржаная мука, к которой примешивались целлюлоза, мучная пыль, отжатые семечки. Больше всех страдали маленькие дети, их растущие организмы требовали пищу, и они совсем не понимали что происходит. Родители отдавали им свою пайку хлеба, а сами умирали от голода, дети оставались в квартирах одни , но двери было принято не закрывать и поэтому их там находили и отводили в детские дома.
Через площадку дома на 18-ой линии Васильевского острова , где проживала тогда наша семья, жила со своей семьей девочка Надя – сверстница дедушки. До войны они играли вместе во дворе и делились сладостями и мечтали скорей вырасти как все дети Теперь они просто мечтали выжить У Нади была кукла Аня, она кормила маленькую куколку веточками деревьев, и говорила
- Скоро война закончится, и я тебе дам много, премного хлеба , сколько ты захочешь.
Весной Надю эвакуировали на Большую землю, но после войны Надя не вернулась. Не всех людей, вывезенных из города на «Большую землю»., удалось спасти. Врачи далеко не сразу научились ухаживать за голодавшими людьми. Были случаи, когда они умирали, получив большое количество пищи.
Дедушка говорит, что стойкость осажденного Ленинграда был величайшим подвигом человеческого духа, который имел огромное влияние на всю историю войны.
Гитлер издал приказ стереть Ленинград с лица земли, но этого не получилось. У дедушки дома много книг о Блокаде. Из 2, 5 миллионного города 1 миллион жителей умерло от голода, холода и бомбежек, 1 миллион эвакуировали. По данным архивов Ленинградского военного округа, потери Красной армии во время битвы за город достигают 1 млн 200 тыс. солдат и офицеров"(Сталинградская битва— самое кровопролитное сражение в истории человечества, по приблизительным подсчётам, суммарные потери обеих сторон в этом сражении превышают 2 миллиона человек). По словам маршала Г.К. Жукова «положение, сложившееся под Ленинградом, Сталин в тот момент оценивал как катастрофическое. Однажды он даже употребил слово „безнадёжное“. Он говорил, что, видимо, пройдёт ещё несколько дней, и Ленинград придется считать потерянным»
Город не потеряли, потому что подвиг совершали ВСЕ! Ленинградские летчики в ленинградском небе применяли таран более 50 раз. Школьники дежурил на крышах домов – сбрасывали зажигалки и засыпали песком, девушки-зенитчицы не дали подорвать ни один мост через Неву, все вносили свой вклад в Победу.
Отец моего дедушки Иван Французов был героем дороги Жизни через Ладожское озеро, он сделал очень много рейсов по дороге, которая единственная связывала Ленинград с «Большой землёй». Грузовики шли с открытыми дверями кабин , чтобы у водителя была возможность выскочить из уходящей под лед машины. Немцы постоянно обстреливал дорогу с берега, бомбили с воздуха. Вдоль дороги висели плакаты.: «Водитель, помни! Каждые два рейса пути обеспечивают жизнь десяти тысяч ленинградцев. Борись за два рейса!» И они боролись!
Как можно было победить город, в котором давал спектакли театр Музыкальной комедии, когда в зале было минус 15? Было невозможно победить народ, который был силен духом, потому что имел идеалы и веру в победу !
И в ночи январской беззвездной,
Сам дивясь небывалой судьбе,
Возвращенный из смертной бездны,
Ленинград салютует себе. (Анна Ахматова)