Возможен ли мятеж в сегодняшней России?

Владимир Овчинский
Криминолог

Матрица Бэкона и дилемма Путина

Американский сенатор, недавний кандидат в президенты США Джон Маккейн, ознакомившись со статьей в одном из журналов об итогах парламентских выборов в России, написал в своей странице в Тwitter, обращаясь к Путину: «Дорогой Влад! «Арабская весна» приближается к твоим окрестностям».

Маккейн не одинок в своих прогнозах. Многие политики и эксперты и в России, и за рубежом полагают, что к мартовским президентским выборам 2012 года возможен драматичный сценарий каирской площади Тахрир. Заговорили уже о том, что митинг и неудавшееся шествие оппозиции 5 декабря является прелюдией к такому развитию событий.

Так ли это?

Читая недавно изданную у нас книгу (курс лекций) Мишеля Фуко «Безопасность, территория, население», я нашел в ней удивительно актуальный для нашей российской, да и мировой ситуации анализ работы Фрэнсиса Бэкона «Очерк о мятежах и волнениях». Написанная почти 500 лет назад? эта работа Бэкона дает ключ к пониманию происходящих сегодня процессов. Мятежи, говорит Бэкон, подобно бурям, они происходят как раз в тот момент, когда их меньше всего ждут, в самом большом спокойствии, в периоды равновесия или равноденствия (говоря современным политическим языком, в периоды «застоя» - В.О.).

Действительно, в конце 2010 года я был в гостях у друга в Каире. Ничто не предвещало каких-либо волнений. Египтяне повсеместно были радостны и дружелюбны. Многомиллионный город находился постоянно в каком-то праздничном состоянии. И когда через несколько месяцев на экране ТВ я увидел тот же, но уже бушующий Каир, в это было трудно поверить.

Как можно в период спокойствия определить возможность бунта?

Бэкон дает некоторое число таких признаков.
Во-первых, шум, то есть пасквили, памфлеты, речи против государства и против тех, кто им управляет, которые начинают циркулировать. Во-вторых, то, что уже Фуко назвал переворачиванием ценностей. Речь идет о тех ситуациях, когда правительство делает нечто похвальное, это берется с дурной стороны людьми, остающимися недовольными. В-третьих, приказы плохо циркулируют: те, кто передает приказы, разговаривает робко, а те, кто принимает приказы, говорят смело и дерзко. Другой случай всегда касается циркуляции приказов, это проблема истолкования. Когда тот, кто получает приказ, вместо того, чтобы принять его и исполнить, начинает его интерпретировать и включать в него собственные суждения.

Это те признаки, говорит Бэкон, что идут снизу. Те, которые доказывают, что буря готова разразиться даже в период равноденствия и спокойствия (застоя). Но Бэкон выделяет и знаки, которые исходят сверху.

Прежде всего — это когда великие, могущественные, те, кто окружают суверена, те, кто ему служат, или его близкие родственники, когда все они демонстрируют, что повинуются не столько его приказам, сколько своему собственному интересу. И, наконец, еще один знак, который государь невольно подает сам себе, - это его неспособность или нежелание больше принимать точку зрения, которая была бы внешней или высшей по отношению к различным партиям (так в тексте — В.О.), которые в обществе противостоят друг другу и друг с другом борются, за которой следует незаметный для себя самого выбор в пользу одной партии и поддержка ее интересов за счет остальных.

Так, говорит Бэкон, когда Генрих III встал на сторону католиков против протестантов, он сам должен был обратить внимание, что тем самым он продемонстрировал, что его власть так мала, что он подчинился не государственному интересу, а интересу одной партии, и подал всем, как знати, так и народу, явный знак, что власть слаба и что, как следствие, можно против нее восстать.

Фантасмагорией является то, что матрица Бэкона полностью накладывается на нашу сегодняшнюю ситуацию.

Кроме признаков готовящегося мятежа, Бэкон выделяет его непосредственные причины. Они делятся на материальные (прежде всего, бедность) и окказиональные (связанные с негативным общественным мнением). К последним, по мнению Бэкона, может относиться резкое повышение налогов, возвышение до значительных постов недостойных людей, значительное повышение цен.

Иными словами, окказиональные причины мятежей — это те, которые вызывают один и тот же тип недовольства у разных групп людей, что, как следствие, ведет их к объединению, несмотря на расхождение интересов. Бэкон дает советы, как уйти от непосредственных причин мятежей. Например, для преодоления бедности надо обуздать роскошь, избегать скупки слишком большой собственности знатью. И здесь советы Бэкона 500-летней давности не потеряли актуальности!

Дилемма Путина состоит в следующем.

Ему придется либо прислушаться к оценкам и советам Бэкона: избавиться от непопулярных людей в руководстве страны; заставить свое окружение следовать интересам народа и государства, а не своим собственным; переформатировать систему управления с тем, чтобы управленческие команды выполнялись, чтобы она служила интересам всего общества, а не обслуживала интересы кланов; чтобы визитной карточкой современной знати была не роскошь и многомиллионная собственность, а служение обществу и государству; чтобы власть не подчинялась интересам одной партии, а учитывала весь спектр народного мнения.

Либо выбрать такой путь, когда ничего меняться не будет. Тогда бунты и аналоги «арабских революций» и в самом деле вползут на нашу землю.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру