Последние месяцы мир будто живет в предвкушении большой войны. В последние недели ощущение обострилось. Этому способствуют рассуждения федеральных каналов о теоретической возможности ядерной войны и, конечно, многочисленные публикации западных СМИ о том, что большая война между Россией и Евроатлантическим миром в принципе возможна. Помимо слов началось великое переселение войск к российским границам. Самым же громким аккордом стали даже не комплексы "Patriot" в Польше, а резолюция конгресса США о предоставлении летального оружия Украине.
Пока не загремело, пора перейти к логике мира.
Существенное
Пора провести демилитаризацию сознания, признав логику войны ущербной и архаичной, поскольку в современном мире проблемы решаются конкуренцией идей, технологий и смыслов.
Причем демилитаризация - это не разоружение. Напротив, это вооружение качественно новым современным оружием, теми же идеями, смыслами и технологиями, то есть самым современным оружием массового поражения. Это необходимо для того, чтобы кодифицировать новый устав мира - свод правил, по которым человечество будет существовать дальше.
Правила эти уже формулируются и без нас, но весь фокус-покус в том, кто сформулирует их на практике быстрее других. Сформулирует, применит и победит, так как этим правилам принадлежит не только будущее, но и позднее настоящее.
Необратимое
Демилитаризация бытия. Она подразумевает выход за пределы силовой политики, которая подразумевает, что лишь военная мощь является ключевым фактором. Разумеется, войска по-прежнему нужны для решения важных задач, но они не должны являться основным субъектом формирования современной цивилизации. Да, порох надо держать сухим, но не стоит его постоянно поджигать. Стоит понять и признать: войска могут быть силой сдерживания, но не источником экспорта ценностей.
Ключевое
Демилитаризация будущего. Мы подошли к точке, когда цивилизации требуется новейшее политическое мышление, своего рода ремейк того забытого "нового политического мышления", которое Михаил Горбачев предъявил миру почти тридцать лет назад, сказав: "не надо ставить нереальные задачи; невозможно соревноваться со всеми противниками; мир — высшая ценность…" Ремейк должен быть осмысленный, выстраданный и безошибочный.
Мы приходим к миру без фиксированных зон влияния кого бы то ни было. Мир, где свобода и открытость - это высшие ценности, явно превалирующие над железными занавесами, бетонными стенами и радиоактивным пеплом. Мир, в котором ценность каждого человека в отдельности и всего общества в целом не противоречит и не может противоречить ценности государства, а усиливает его многократно. Это тот счастливый мир, в котором, чтобы сохранить государство, не надо приносить ему в жертву миллионы трупов, и в котором слеза ребенка - не надоевшая банальность.
Для реализации этой мирной триады необходима новейшая всемирная перестройка. Понятно, что мы боимся самого термина "перестройки", так как перестройка им. Горбачева привела к распаду нашей общей родины. Но она же и возродила страну. Поэтому сегодня нам надо встать выше стереотипов и предрассудков. Хорошее или плохое это слово, но оно означает именно то, что нам необходимо.
Достичь ее можно, проведя фундаментальные переговоры по двум линиям: между властью и обществом о новом формате обустройства нашего общественно-политического пространства и между Россией и Западом о принципах мирного обустройства современного миропорядка.
И неплохая дата для начала разговора - 9 мая, во время празднования семидесятилетия победы в Москве.
Ясно, что западные лидеры пока не собираются приезжать на торжества, но, может быть, они все-таки наступят на горло собственному самолюбию и поймут, насколько своевременный диалог важнее личных и межгосударственных амбиций.
Не ради прошлого и даже не ради настоящего, а ради будущего.