Весна Патриарха

Алексей Некрасов
Философ

Когда этот текст был уже практически написан, как черт из табакерки появился Б.А.Березовский, призывающий Святейшего Патриарха временно взять власть у Путина с целью вскорости передать ее народу. Ввиду неприятия как идеи временного и обусловленного получения власти, так и передачи ее народу, не могу не выступить с альтернативным предложением.

 В марте, в самом начале Великого Поста, у нас, как на грех, состоятся выборы Президента. Только ленивый политический аналитик еще не указал на безальтернативность выбора в пользу В.В.Путина, вводящую нас в совсем неуместное в такую пору уныние. Да, страна изменилась, да, на дворе не 2004-й и общественное бурление куда как мощнее. Но, объективно говоря, все имеющиеся на сегодняшний день потенциальные соперники обречены, тем не менее, лишь засветиться в процессе и впоследствии анализировать свои возросшие проценты, не более того. Что уж там, коль скоро почти все они представляют эти странные образования под названием «политические партии», о которых и думать-то смешно. Единственный потенциальный участник теоретически возможного второго тура – это Г.А.Зюганов, но мы еще пока помним, как он играет во втором туре. А хочется чего-то светлого и интересного.

 

Между тем, реальный кандидат, способный оживить политическую жизнь и саму идею выборов, есть, и мы с Борисом Абрамовичем его знаем. Этот кандидат – Патриарх Кирилл. В своем недавнем телеинтервью Патриарх проявил себя личностью и политиком государственного масштаба, очевидно продемонстрировав, что никто, кроме него, неспособен побороться за главный приз. Пофантазируем немного, тем более, что по формальным причинам регистрироваться уже все равно поздно.

 Во-первых, при противостоянии «В.Путин – В.Гундяев» победа одного из кандидатов уже не становится столь очевидной. Для понимания этого вывода достаточно спросить самого себя, кто здесь является фаворитом. Неясно, что уже хорошо. Далее, во-вторых, в таком формате вполне возможно представить невообразимое ранее – дебаты реальных претендентов на победу. При этом, заметьте, не какой-нибудь черный пиар, а уважительная дискуссия, скорее даже беседа между любящими друг друга конкурентами. То есть уже изначально выборы лишаются как безальтернативности, так и вакханалии грязных технологий, что, опять же, хорошо. Православный Путин корректно оппонирует в меру православному Кириллу, и наоборот. Все проходит подчеркнуто чинно и благородно, подтасовки и прочий креатив исключены, кругом православный народ, не сразу и поймешь, куда карусель вести.

 В случае если победу одерживает Путин, Россия становится либеральной светской империей, все вздыхают свободно, страна избрала правильный курс, слава Путину, как говорится (и воистину слава).

 Если выберут Кирилла – тоже хорошо, мы просто становимся государством, реализовавшим идею цезарепапизма. Сразу стоит оговориться, что свобода вероисповедания тут вообще ни при чем. Православие, наконец, становится тем, чем и должно быть – цивилизационным выбором, культурной и наднациональной идентичностью при сохранении любой веры, какой бы она ни была. Можно быть православным христианином, мусульманином, иудеем, сатанистом, баптистом, хоть конфуцианцем или Кашпировским. Акт крещения предполагает лишь соотнесение себя с обществом, в котором живешь, и лишается собственно религиозного смысла. Крестить нужно будет всех заново, выдавая соответствующее свидетельство. При этом, особо оговаривая, что традиционные привычные обряды, у кого какие были, не претерпят никаких изменений. Православной теократии вообще дела нет до того, кто во что верит или не верит. Для верности можно признать ислам, да и иудаизм, частными случаями православия.

 Патриарх уделяет особое внимание развитию сети приходов, которые должны в усовершенствованной системе стать центрами притяжения всяких проявлений общественной жизни, заменив собою неоправдавшие никаких надежд политические партии, навязанные нам извне. Вместо искусственно навязанной идеи конфликтности и состязательности политической и экономической жизни появляется спасительная концепция прихода, общины. Спасительная даже в современном контексте мирового экономического кризиса. Безработица в Царствии Твоем – абсурд и грех, на всех безработных следует наложить епитимью в виде общественно-полезных трудов. Приход в меру сил мог бы содержать кающихся в тщании их. Бюджет, кстати, экономит при этом вполне живые деньги. Приходы демократическим образом формируют, взамен опостылевшей Думы, Верховный совет при Патриархе-Президенте, который можно было бы политически дальновидно назвать Верховным Советом Муфтиев.

 Разумеется, политические изменения подобного рода неизбежно приведут к некоторым догматическим последствиям в православном вероучении. Да, православие всегда утверждало свою историческую преемственность и чуждость любым модернизаторским идеям. Но, с другой стороны, именно историзм, событийность лежат в основе Священного Писания. Избрание большинством народонаселения Предстоятеля Православной Церкви на верховный государственный пост должно на догматическом уровне пониматься вехой Священной Истории сродни изгнанию из Рая, обретению Земли Обетованной или Воскресению Сына Божьего. Эта веха – буквально, непосредственно понимаемое Наступление Царствия Его здесь, именно на этой земле, воздаяние за все ее беды и тяготы. Избрание Кирилла – это акт физически осязаемого единения народа-богоносца с небесами, как бы пафосно это ни звучало. Единения настоящего, нутряного, не того, что опошляло ЕдРо все эти годы.

 Россия, объявив себя Царствием Небесным на земле, автоматически становится тихой гаванью в годину любых кризисов и потрясений, порукой чему остается наш ядерный потенциал, скромно нареченный Мечом Архангела Михаила.

 Главное, что в условиях официального господства РПЦ мы получаем неизбежный взрывной рост отечественной культуры, как под патронажем Церкви, так и в рамках проявления свободомыслия. С одной стороны, все светлое и до тошноты благообразное, что только можно придумать в рамках деятельности на поприще культуры и искусства, происходит при благословлении и под патронажем Церкви. В частности, то, что показывают по федеральным ТВ-каналам, по определению будет считаться делом богоугодным. С другой стороны, любые формы альтернативного искусства, дотоле никому не нужные и до тошноты банальные, окажутся в положении реальной конфронтации с господствующей идеологией, это просто счастье какое-то для настоящего художника. Конечно, могут возникнуть некоторые неудобства, но на то он и настоящий творец, чтобы жить вопреки, может хоть дури откровенной поубавится (что, впрочем, маловероятно).

 Хипстерам и остальным на роликах в наушниках можно разъяснить, что Христос явился им в сети, раз уж она все может и все знает. Крещение, а также разъяснение кой-каких основ может происходить и инновационно, через твиттер и фейсбук, не зря ж действующий президент сеял на этой ниве.

 Для пущей уверенности инвесторов (а они никогда не лишние) стоит намекнуть, что Конституция – творение человеческое, а потому несовершенное, а наш выбор не раз в 4 или 6 лет, а на века, т.е. Царство Пресвитера Кирилла и Поспешников Его – это дело надежное, можно вкладываться.

 Казни Египетские уже практически происходят, в Содом и Гоморру можно запросто недорого слетать эконом-классом. Патриарх на то и Патриарх, чтобы являться вовремя. Желательно до смуты, а не в результате ее. Я думаю, ближайшие лет пять так протянем, а дальше еще что-нибудь придумаем. Например, еще раз третий срок Путина, на котором будет уже настаивать вся прогрессивная общественность. Или оппозиция какая-нибудь чего-нибудь навалит, кто их знает?

 PS. Настоятельно требую возвращения нормального зимнего времени, пусть даже и вместе с Юлианским календарем.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру