Согласно закону Мёрфи - если есть вероятность того, что какая-нибудь неприятность может случиться, то она обязательно произойдёт.
Именно это и произошло с отчетами госкомпаний, которые неудовлетворительно раскрыли информацию о своих контрагентах и менеджерах, чем вызвали праведный гнев премьер-министра РФ Владимира Путина.
В первую очередь речь о недостаточности информации, предоставленной госкомпаниями в отношении своих менеджеров и членов их семей, а также данные о бенефициарах контрагентов. К тому же Владимир Владимирович усомнился в достоверности полученной информации.
При этом премьер-министр уточнил, что речь идет о проблемах с информацией, полученной от «Росатома», всех (!!!) подконтрольных государству крупных энергокомпаний, «Аэрофлота», ОАО РЖД, «Ростелекома», «Совкомфлота», «Транснефти» и «Газпрома».
Ну а мы, честно говоря, и не сомневались в недобросовестности деятельности отечественных госкомпаний с зашкаливающим уровнем коррупции. Сомневаться в этом могут разве, что сотрудники центров изучения общественного мнения, пичкающие нас непонятной статистикой, но и их убедить несложно. Остановите на улице 100 человек и спросите – какие значимые успехи крупных отечественных госкомпаний вам запомнились в 2011 году? И в итоговой графе «внятный ответ» после статистической обработки вы получите убедительный нуль. Спросите у 100 прохожих на улице – куда по-вашему бегут подземные денежные потоки (эдакие речки-Неглинки) отечественных госкомпаний? И вам на разном сленге, но с одинаковым смыслом 100 человек из ста ответят, что эти полноводные финансовые реки текут в зарубежные оффшоры к бенефициарам дочерних структур российских госкомпаний.
Что же происходит из года в год с отечественными госкомпаниями?
Расходы абсолютно непрозрачны, себестоимость производственно-хозяйственной деятельности никак не нормирована. Это ли не повод вешать лапшу на уши, что, мол, потратили все заработанное на благое дело.
Особо «веселая» ситуация с госкорпорациями – эдакими организационно-правовыми формами некоммерческих организаций в России, учрежденные РФ на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций (понять бы каких).
Вот где Клондайк:
- имущество, переданное госкорпорации Российской Федерацией, является собственностью госкорпорации, то есть не является государственной собственностью и тем самым, контроль за собственностью госкорпораций выведен из под надзора Счетной палаты;
- госкорпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации;
- на госкорпорацию не распространяются положения о раскрытии информации, обязательные для публичных ОАО, а также действие закона о банкротстве;
- в отличие от ФГУПов госкорпорации выведены из-под контроля ряда государственных органов;
- и т.д.
Во как! Кругом прописана полная бесконтрольность.
Как же тут не сработать следствиям закона Мёрфи в отношении этих чудных корпораций:
- в этих корпорация все будет хорошо …, но до поры, до времени. А потом вдруг выяснится, что всё не так легко, как кажется... И запланированная госкорпорацией работа требует гораздо больше времени, чем все мы думаем (кстати, что-то подобное Чубайс уже рассказывал про Роснано);
- изо всех возможных неприятностей в этих госкорпорациях произойдёт именно та, ущерб от которой наибольший (да, в общем-то, и так понятно какой – увод денег в оффшоры);
- предоставленные сами себе события имеют тенденцию развиваться от плохого к худшему.
Вот это уж точно. И пока не будет жесткого учета и контроля со стороны государства мы так и будем иметь в лице госкомпаний бездонные бочки, не дающие стране почти ничего.
И пока, к сожалению, это происходит. В рейтинге глобальной конкурентоспособности 2011-2012 Россия занимает «почетное» 66-е место, ну сразу за Вьетнамом, но перед Перу. Причем по первой же индикативной панели («Институты») Россия имеет самые слабые позиции 128-е место (из 142-х возможных!!!). Именно здесь сидят коррупция, бремя госрегулирования, надежность полиции и т.д.
При этом, несмотря на бесконечные декларации отечественных правителей о государственно-частном партнерстве, доля госкомпаний в российской экономике непрерывно растет. Если в 2009 году доля государства в российской экономике составила 45%, что само по себе в полтора раза выше мирового показателя, то в 2011 году доля государства в российской экономике надежно превысила 50%. При этом до недавнего времени в советах директоров крупных компаний вполне официально фигурировали федеральные министры и их замы. Теперь формально их подвинули, но по факту все осталось по старому, если не хуже. В большинстве секторов экономики наблюдается засилье олигополий, приводящих к сговору (возьмите хотя бы цены на бензин), если не монополий (что особенно проявилось в деятельности госкорпораций) с непосредственным участием чиновников. Это прямой путь к окончательному краху экономики. И только создание конкурентной среды на базе частных компаний, когда чиновники устанут метаться, разрываясь между умными и красивыми, и вымрут как гегемонствующий класс, может спасти ситуацию в России.