На днях в Госдуму внесен законопроект об уголовной ответственности юридических лиц. Законопроект депутата Ремезкова предусматривает дополнение законодательства РФ "системой правовых норм, образующих в своем единстве институт уголовной ответственности юридических лиц". Этот институт "включает в себя положения, определяющие основания уголовной ответственности юрлиц, круг организаций, подлежащих уголовной ответственности, виды наказаний, применяющихся в отношении виновных организаций, основания освобождения их от наказаний, правовые последствия осуждения юрлиц", а также уголовно-процессуальные и уголовно-исполнительные механизмы реализации соответствующих норм.
Мне не близка позиция коллеги Ремезкова, который, фактически, исповедует британский принцип корпоративной уголовной ответственности. Совершенно очевидно, почему она есть там и почему ее нет в России: дело в том, что отсутствие в Великобритании кодифицированного законодательства и, соответственно, Уголовного кодекса является специфической особенностью их уголовного права, проистекающей из всего хода исторического развития английского права. Да, сейчас отдельные важные вопросы Общей части к настоящему моменту получили свое законодательное решение, но большинство их существует до сих пор именно в том виде, в котором они были сформулированы в судебных прецедентах в древние века, к числу которых относятся и прецеденты об уголовной ответственности юридических лиц.
И хотя мне нравится смелость правовой мысли коллеги из Госдумы, я полагаю неправильным пытаться одним, хоть и ярким, законопроектом изменить многие теоретические принципы, в рамках которых действует наша уголовная политика на протяжении длительного времени. А если мы хотим поменять ее, учитывая современную социально-экономическую, экологического и политическую ситуацию в России, необходима широкая научная дискуссия об этом, именно частью этого научного диспута я и оцениваю законодательное предложения уважаемого коллеги.
Только так и никак иначе.
Давайте не забывать, что, во-первых, уголовная ответственность юридических лиц противоречит принципу личной виновной ответственности; во-вторых, усилить материальную ответственность за незаконную деятельность вполне можно в рамках гражданского, налогового и финансового права и административного права; в-третьих, в связи с тем, что юридическое лицо лишено физической природы человека, мы не можем лишить его свободы либо подвергнуть аресту, а это основные виды уголовных наказаний.
Я не говорю уже о том, что в случае признания юридического лица субъектом преступления произойдет образование двух систем принципов и оснований уголовной ответственности, соответственно, наш Уголовный кодекс существенно придется менять, а для этого замечательного законопроекта коллеги явно не хватит.
Но самое главное, по сути то, о чем говорит коллега Ремезков у нас и так уже есть, так как фактически административная ответственность юридических лиц с точки зрения российской правовой доктрины это по сути аналог уголовной ответственности. Только для юридических лиц. Административная ответственность и выполняет эту функцию и ничего исключительного в мире сейчас изобретено, те же штрафы, конфискация и ликвидация .
В науке данная модель носит название «квазиуголовной ответственности юридических лиц» и применяется кроме нас еще в Германии, Италии, Швеции.
И последнее, по поводу того, что эта новелла "позволит привести законодательство РФ в соответствие с международными стандартами в области противодействия транснациональным преступлениям": наше законодательство уже соответствует международным стандартам, в соответствии с теми актами которые мы ратифицировали. Например, одним из первых таких актов ООН, посвященных ответственности юридических лиц, стала Конвенция «Против транснациональной организованной преступности» от 15 ноября 2000 г. В ней был установлен перечень деяний, подлежащих обязательной для всех стран-участников криминализации. Россия ее ратифицировала в 2004 году.
Статья 10 этого документа, целиком посвященная вопросам ответственности юридических лиц, установила, что каждое государство-участник принимает такие меры, какие, с учетом его правовых принципов, могут потребоваться для установления ответственности юридических лиц за участие в серьезных преступлениях, к которым причастна организованная преступная группа, в том числе за преступления, указанные в статья 5, 6, 8 и 23 Конвенции.
Поэтому все меры уголовной ответственности юридических лиц с учетом наших правовых принципов в России уже есть, мониторинг этого ведется и замечаний к России нет.
Но для научного диспута законопроект из Госдумы хорош.