Убийство. Родственники, друзья, соседи убитого наперегонки делятся накопленным. Оценки – абсолютно на любой вкус: «благодетель, добряк» и «зверь, насильник дочерей». По ним троим разброс еще больший: «терпели, кротко ухаживали за больным отцом» – «готовили убийство, снимались в порно».
Вспомнил статью одного приятеля, про то, как Чехов подбирал прототипы, шлифовал образы своих «Трех сестер», спорил со Станиславским – чтоб никакого действия на сцене! Немирович-Данченко поддержал автора: на сцене – только разговоры, намеки, подтекст, лирика и скука…
Однако ж весь мир наперебой её играет. Прямо с 1901 г., когда в синхрон с МХАТом поставили немцы, итальянцы… Далее – со всеми остановками. Фильмы, даже опера. Об этом полном «отсутствии действия, фабулы» – спорят второй век. Помню, в эпоху, когда забугорные новости доходили обрывками из третьих рук, оставляя место полетам фантазии, я на «Антон Палыче» выиграл бутылку пива. Точнее, выиграл на знаменитой подружке Мика Джаггера (солист Rolling stones, если что) Мариэн Фэйтфулл. Тогда неким приложением к набору кошмаров о Мике («Их нравы») пробилась инфа, что Мариэн играла в Лондоне в «Трех сестрах». И всё. Тогда мы все ждали, как капель в пустыне, любых статей, пусть самых разоблачительных, пусть из рубрики «Их нравы» (а были рубрики и пострашнее), пусть разгромных, но хотя б с крупицей информации. Какой именно негодяй там играет на ударных? Как зовут вражеского бас-гитариста?
А про подружку «рок-люцифера» написано было только: играла в «Трех сестрах». Я, увлекшись, поспорил с одним другом, поставил на то, что Ирину, младшую, самую несчастную. Выиграл, дождался подтверждений (выпустил даже пару статей о Роллингах, их российском отражении), но – когда ни того друга, ни «того» пива, ни нескольких свидетелей, «разбивших» наши руки… уж нет (а те далече). А главное – нет вообще Интереса спорить, выяснять любые закадровые тонкости, намеки!
Когда вокруг столько экшена, настоящих новостей, от селебритис: «Друг Петросяна разводится с женой вслед за юмористом!» (И фотография «друга» – вы просто гляньте). Одно из логически возможных прочтений этого анонса: что тот «друг разводится вслед» с той же женой, что это был такой высокий творческий брак, типа Маяковского с Лилей и Осей. Тем более что у них, Петросянов – одна шутка на троих на все 40 лет.
Или даже все селебритис, все, кого может обнять широко распахнутыми ногами Волочкова – все в одном большом браке, так что не спрашивай по ком звонит колокол, кого сегодня разводят.
Или этот ниагарский поток новостей и полностью взаимоисключащих показаний свидетелей по московским «Трем сестрам-2»? Я и вытащил из пыльного театрального склада старую чеховскую аналогию, лишь потому, что представил реакцию, реплику одной моей студентки на алтуфьевских сестер.
Примерно так (гася сигарету и заведя глаза): «Чехов – в полном ….!»
Да, и еще заставило окунуться, поплескаться в новостных потоках то, что сегодня моя статья в МК посвящена не геометрии газопроводов, как недавняя, а фейкам.
И в бумажную версию не вместилась еще одна иллюстрация: что в день, когда Трамп обругал Меланью за включенный на CNN телеящик – бедняжка, перещелкивая кнопку телеканалов, просто чуть задержалась на том «Фейк-TV» – в Париже в тот день несчастная Оксана Шачко из Femen, прилаживая на красивую шею петлю, бросила последнее обвинение подругам и миру: «Вы все фейк!»
То есть Трамп-то пролез, а вот симпатяшка, так славно боровшаяся «за правду» обеими своими НЕсиликоновыми – увы нет.
Мораль? Наверное, она должна быть и в таком путанном «бесфабульном» тексте? В прошлогоднем эссе по другому поводу я уже цитировал ивлиновский роман «Сенсация» 1938 года. Там опытный репортер поучает новичка: «Запомни: новости — это то, что хочет читать человек, которого на самом деле ничего не интересует».
В общем: Make fake not war!