Тверская область – старопромышленный, межстоличный и самый большой по площади регион Центральной России. Географическое положение области во многом определило уровень ее экономического и социального развития. У нас нет нефти, как в ХМАО, нет газа, как на Ямале, нет железной руды, как в Белгороде. Наш главный ресурс развития – это люди. Человек и его качественные характеристики, как модно сейчас говорить – человеческий, социальный, эмоциональный капитал. В свете вышесказанного одним из главных национальных проектов для Тверской области становится нацпроект «Демография».
Всем известно, что Тверская область – регион с давней убылью населения. На начало 2019 года численность населения области составляла 1,3 млн. чел., а в 1959 г. – 1,8 млн. чел. За 60 лет мы потеряли около полумиллиона человек. Нацпроект «Демография» призван смягчить эту ситуацию.
Основными демографическими характеристиками являются рождаемость и смертность. В нацпроекте предусмотрено большое количество мер по увеличению рождаемости и сокращению смертности. Безусловно, на сокращение населения влияет естественная убыль населения. В России, начиная с 1943 г., каждые 25 лет повторяется демографическая яма. Первая связана с колоссальными потерями населения и отложенным рождением во время Великой отечественной войны. В 1993 г. она усугубилась экономическим и социальным кризисом. В 2018 г. мы не увидели резкого провала только из-за смещения основного возраста деторождения в более старшие возрастные группы. Данное обстоятельство делает надвигающийся демографический кризис еще более опасным, так как он может стать затяжным.
Тверская область имеет средние показатели рождаемости среди регионов ЦФО, в районе 10 промилле (т.е. 10 рождений на 1000 чел.). По европейским меркам (сопоставим с Бельгией) – это неплохой показатель. Рождаемость – сложный показатель, который не поддается влиянию в краткосрочной перспективе, тем более, в условиях общероссийских и мировых трендов. Мы точно перешагнули рубеж семей с количеством детей более 2. Теперь многодетные семьи – скорее исключение из правил, и это нормально. Не мы такие – мир такой, даже в азиатских странах с высокими показателями рождаемости в конце 20 века. сейчас наблюдается их сильное сокращение. Единственный континент в 21 веке., численность которого будет увеличиваться за счет естественного прироста – Африка.
Гораздо хуже обстоят дела со смертностью – 16,9 промилле за 2017 год. Это самый высокий показатель смертности в ЦФО. Причем картина в разных частях региона неодинакова – показатели северо-восточных и западных периферийных районов превышают 20 промилле (Жарковский район - 25), а Тверь находится на общероссийском уровне с показателем в 13 промилле. Если рассматривать показатели смертности более детально, то стоит обратить внимание на причины смертности. На первом месте, как и в большинстве развитых стран мира, у нас находится смертность от сердечнососудистых заболеваний. В нацпроекте заложено немало мер, призванных снизить этот показатель, в том числе за счет создания системы поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения и системы мотивации к ведению здорового образа жизни.
Тверская область - лидер среди регионов ЦФО по показателям смертности в трудоспособном возрасте, особенно высок этот показатель среди мужчин. Еще стоит обратить внимание на показатели смертности от «внешних» причин – тут есть над чем задуматься. В Тверской области один из самых высоких в ЦФО показателей смерти в результате суицидальных случаев и от травм, полученных в ДТП.
В миграционном плане Тверская область является регионом оттока. Наше межстоличное положение определило главные направления переселения жителей – Москва и Санкт-Петербург. Близость к Москве делает нас привлекательными для жителей Европейского Севера и регионов Сибири и Дальнего Востока. Все-таки недвижимость у нас значительно дешевле, чем в Москве. Сама Тверь как основной акцептор миграции относительно Москвы - небольшой и спокойный по ритму жизни город.
Если говорить о возрасте и причинах миграции, то мы видим два пика оттока – первый связан с получением высшего образования за пределами региона. Кстати, тверские вузы собирают абитуриентов больше, чем уезжает за пределы области. Сальдо в -1,5 тыс. чел. в данном возрасте не критичное для региона с таким положением.
Катастрофическим для нас является второй пик – отток в возрасте 25-35 лет, это самый экономически активный и детородный возраст. Причина этого оттока напрямую зависит от экономической ситуации в регионе. Работает простое правило: нет работы – нет людей.
Тут можно привести два ярких кейса: Торжок и Вышний Волочек. Первый, начиная с 1989 г., имеет относительно стабильную численность населения. В сложные 90-е в городе работали основные предприятия: вагоностроительный завод, Пожтехника. На рубеже 2010-х г., когда на них наметились проблемы, в городе были запущены два новых завода SHELL и «Таллион-Терра», был реанимирован молочный комбинат, а Торжокская обувная фабрика провела модернизацию. В итоге в городе сохранились рабочие места.
А вот Вышний Волочек – самый депопулирующий город региона, его убыль началась в 1970-х г., и почти за 50 лет численность населения сократилась на 20 тыс. чел. (с 70 до 47 тыс. чел.). Это произошло, в первую очередь, из-за деформации градообразующей базы, закрытия основных (текстильных и стекольных) предприятий и отсутствия новых инвестиций.
Стоит обратить внимание на миграционный прирост выходцев из стран СНГ. Этот факт может говорить о некотором замещении местного населения приезжими. Этот процесс мы наблюдаем и в развитых странах. По-своему уникальным является положительное миграционное сальдо в пенсионных возрастах. Теряем мы молодое население, но имеем плюс в пенсионных возрастах, с одной стороны – это еще больше деформирует возрастную структуру и влияет на демографические показатели (высокая смертность), с другой – эта возрастная группа может стать «целевой аудиторией» нашего региона. Конечно, для них потребуется новая высокотехнологичная среда (развитая медицина), удобные пространства. Создание такой среды может привлечь и молодое население. Ведь кто-то должен будет в этой отрасли работать. Мы можем отказаться от такой стратегии, но такой вариант развития событий естественен и куда более реален, чем лозунг «Тверь 2035 – город молодых».
В следующий раз поговорим о географии миграционных процессов внутри региона и о том, как данные социальных сетей можно использовать при анализе миграционных процессов. Я постараюсь доказать, что тверские ВУЗы – недооцененный инструмент развития региона!
Фото: KrasnoyarskMedia