Я далёк от мысли, что любым решением суда, любым распоряжением исполнительной власти нам шлётся некий месседж, который в себе таит не только решение по конкретному вопросу, ради которого он формулировался, но и некое более глобальное послание, требующее расшифровки. Почему мы, в конце концов, считаем, что только один-единственный орган может выполнять функцию «взбесившегося принтера»? Почему этот же функционал не доступен любому другому органу власти?
Но не могу отделаться от мысли, что накануне месседж мы вполне себе точный всё-таки получили. Тем более что любые судебные решения по так называемым резонансным делам (не обязательно тем, что могут всколыхнуть общество, но и просто по тем, что давно попали в поле зрения СМИ и даже небольшой части блоггеров) у нас именно таким посланием обществу в итоге и становятся.
Решение суда по трёхлетнему сроку девчонки-студентки, которая выстрелила в мерзавцев на станции метро – это сигнал всем нам. Вы хотели самостоятельно решать вопросы своей безопасности? Хотели носить травматическое оружие для самообороны? Хотели быть спокойны за судьбу свою и своих друзей в тот момент, когда нет рядом правоохранителей? Теперь забудьте об этом. Будешь думать о том, что ты имеешь право на что-то самостоятельное – значит, будешь сидеть. И точка.
Мне не интересно, стреляла она сначала предупредительно в воздух или нет, о чём вдруг начали писать любители потолочь воду в ступе. Она не профессионал. И она не стреляет ежедневно.
Мне не интересны досужие разговоры о том, что могла случайно попасть в кого-то из пассажиров. Не попала ведь? Нет, не попала.
Мне даже не важно, адекватны или нет, трезвы или нет были как хулиганы, задиравшие её друзей, так и сами её друзья. В конце концов, вменяемый молодой человек должен учиться избегать конфликтных ситуаций, а не усугублять их сначала в вестибюльном зале, потом на эскалаторе, потом на платформе.
Но мне очевидно одно: девочка, в отличие от её подленьких приятелй (а они точно непорядочные люди, раз не стали потом, по ходу следственных действий, давать показания в её пользу, хотя это она их, идиотов, спасала), решилась на поступок. Прямой, честный. Она сделала то, что не смогли сделать её друзья – молодые люди.
Девочка сделала то, что не смог или не захотел сделать флегматичный милиционер, который судя по видеозаписи, вообще вёл себя так, словно ничего не происходит. И теперь именно ей вынесено обвинение. И теперь ей ломают жизнь и судьбу, отправляя на три года туда, где человеческий облик теряют намного быстрее и откуда выходят совсем иными.
Этой девочке уже доставалось. Её избили и ограбили в 17-летнем возрасте. Прямо на улице. И ни одна падла в милицейской форме ей не помогла. Уже тогда её подростково-юношеское сознание, не книжек неправильных начитавшись, а исходя из собственного печального опыта жизни в нашей стране в наше время, сделало вывод: можно рассчитывать только на себя. И сразу по достижении совершеннолетия девушка официально получила разрешение на «травмат» и официально его приобрела.
И этим обвинительным приговором нам дают понять: когда вас избивают и грабят – это нормально, когда угрожают жизни и здоровью твоих друзей или близких – это нормально. Ты не можешь, даже отчаявшись в возможности получить от кого-либо помощь, рассчитывать на себя и свои силы. Самостоятельность каждого отдельного взятого человека для власти опасна. Твоё дело – стоять в толпе. Ты должна стоять и ждать какого-нибудь милиционера, который, если повезёт, окажется не таким флегматичным.