Лейла Албогачиева – ингушка по национальности. Живет в селе Али-юрт Республики Ингушетия. Экстерном окончила в 1991 году Чечено-Ингушский Государственный университет. Работала преподавателем русского языка и литературы в сельской школе. С детства мечтала о горах.
- С моего двора в селе Али-Юрт очень хорошо виден Казбек и столовая гора. С детства я мечтала взобраться на эти горы и посмотреть сверху вниз на свое село, прочувствовать ощущения высоты. Горы не давали мне покоя и в горах я видела свое предназначение. Во сне они очень легко покорялись мне. Никогда не думала, что детская мечта когда-нибудь осуществится, тем более зная менталитет ингушского народа, - говорит Лейла.
- Как-то, в 1998 году в качестве воспитателя я со своими учениками поехала в Кабардино-Балкарию. Там я познакомилась с иностранными мастерами спорта – альпинистами со всего мира (итальянцы, испанцы, японцы, чехи и др.)
Я спросила у одного спортсмена, за какое время в первый раз он поднялся на Эльбрус?
- Очень тяжело мне было, я поднялся за 11 часов.
Я тогда подумала и озвучила: “тоже мне мастера спорта, я поднимусь за два часа”. Меня поддержали коллеги и вопрос перерос в принцип. Давай Лейла, кричали все и аплодировали мне. На следующее утро мы выехали на место – поляна Азао. И я даже не стала использовать канатную линию, которой пользуются все для облегчения пути.
С этого места пешком, без снаряжения, без всего я пошла к цели. Когда я поднялась на высоту 3800 и дошла до станции Гарабаши, увидела вдалеке на леднике движущиеся черные точки. Присмотрелась. Это оказалась группа из семи человек. У них были пуховики и прочее снаряжение и я подумала, что они тихо ползут. Я их оставила позади на пару часов. Ледник таял. У меня промокли ноги и тогда я поняла, что покорить высоту, как это представляла себе я - дело не простое. Когда я поднялась на высоту 5200 – выше скал Пастухова начался сильный ветер и тогда мне стало понятно, что без снаряжения двигаться дальше невозможно и просто опасно. Тогда я дошла до гостиницы «Приют 11-ти», чтобы по возможности согреться и обсохнуть.
Я очень сильно замерзла. Там познакомилась с карачаевской группой альпинистов. Они мне помогли с сухой одеждой. Угостили чаем и я немного согрелась. Группа из семи человек, которых я пару часов назад обогнала в это время пришли в тот же «Приют 11-ти». Ими оказались члены экспедиции под руководством Урусова Клычгирея Магомедовича. Мы познакомились и в итоге, когда они узнали, что именно я их пару часов назад обогнала, были очень удивлены.
Меня спросили: - Вы кто?
– Простой педагог.
– Когда я Вас увидел, я подумал, что Вы как минимум мастер спорта, если хочешь я тебя возьму в свою группу, - сказал Урусов.
Предложение участвовать в их экспедиции для меня было выше всяких наград. Это было предложение, которое повернуло мою жизнь. Таким образом, я вместе с ними поднялась на восточную вершину Эльбруса. Сам Урусов не пошел с нами дальше и остался в «Приюте». Если старт был единоличным началом, то к финишу я пришла полноправным членом в составе экспедиции. Я очень благодарна Урусову, за то, что он помог мне реализовать мою мечту.
Когда мы уже спустились вниз, он со слезами нас встречал. - Лейла, это не спроста мы встретились, ты пришла к нам на удачу, - сказал Клычгирей Магомедович.
В этот раз не удалось преодолеть Эльбрус за два часа. Со всеми остановками, передышками, и с учетом того, что самую сложную часть пути Лейла двигалась в команде на покорение Эльбруса ушло около семи часов. Судьба ингушской женщины – альпинистки решилась на высоте 5200.
- В 2010 году меня поддержал Юнус-Бек Евкуров и в том же году в июне я уехала со своей группой на Эльбрус и за неделю мы сделали 3 восхождения (2 на западную вершину и один на восточную).
- Как ты Лейла, хрупкая женщина смогла покорить Эверест?
– Я не люблю слово покорить их не возможно покорить, я просто взошла и некоторое время пробыла на вершине.
- Что толкнуло Вас на эту, сложную даже для мужчин, задачу?
- Я мечтала прославить свою республику в этом экстремальном виде спорта. 20-го мая 2012 года судьба мне предоставила такую возможность.
– Это был плановый подъем или Вы как и на Эльбрус пошли самостоятельно?
– Я хотела сделать самостоятельный подъем, но это в некоторой степени коммерческое мероприятие и за мной был прикреплен проводник. За восхождение нужно платить государству или Тибету или Непалу 10 000 долларов и это только налог за термит (разрешение взойти на вершину), львиную долю забирают фирмы посредники и в моем случае это был Александр Абрамов – капитан клуба «семь вершин». Руководство Ингушетии оплатило 57 000 долларов этому клубу. В прошлом году этот клуб получил от Ингушетии по 42 000 долларов за каждого из семи членов нашей интернациональной группы. Чтобы взойти на такую вершину физическая сила играет не главную роль… главное сила духа и вообще, я считаю, что по жизни человек руководствуется своим духом.
Первый помощник начальника поисково-спасательного отряда Кабардино-Балкарии Гулиев Абдулах написал письмо на имя Евкурова с предложением представить Албогачиеву Лейлу к награде, за то, что она спасла от гибели туриста из Смоленска, которому стало плохо на восхождении (обезвоживание и слабость) и 19 часов Лейла, забрав у него рюкзак и прочее снаряжение, стаскивала туриста вниз. Лейла и спасенный ею Кулешов Сергей, который, кстати, тоже написал благодарственное письмо на имя главы Ингушетии, подружились и теперь часто общаются. Надеюсь руководство отреагирует и представит Албогачиеву к награде.
Лейле Албогачиевой удалось дважды взойти на вершину Эверест и водрузить там флаги России и Ингушетии, и флаг олимпийского комитета.
Таким образом, Лейла Албогачиева единственная женщина в России, которая поднялась на Эверест с Тибета и Непала. Мне приятно осознавать, что именно ингушка носит такой титул.
С уважением, Назир Евлоев.
Ас салам алейкум.