Сегодня внимательно анализировал события далекого прошлого, связанного не с нашей страной. Исторический анализ касался войны Великобритании с Аргентиной вокруг Фолклендских островов в начале 80-х. В тот период времени премьер UK М.Тэтчер проводила весьма жесткую монетарную политику в отношении британской экономики, "закручивала гайки" по сокращению бюджетного финансирования неэффективных предприятий, секвестировала "халявное" госуправление и т.д. Рейтинг премьера тогда упал "ниже плинтуса", оппозиция (реальная, а не бутафорная) требовала отставки "железной леди", но тут на ее счастье случился захват далеких британских островов в непосредственной близости от побережья Аргентины. Военная хунта (реальная, а не плод фантазий телевизионщиков и их покровителей во власти) в Буэнос-Айресе решила заняться геополитикой и вернуть исконные аргентинские территории. Чем все закончилось, вы хорошо знаете. UK вернуло себе суверенитет над крохотными островами, а рейтинг поддержки политики М.Тэтчер взметнулся "до небес"... При этом масштабные финансово-экономические реформы, которые привели к появлению в экономической науке такого понятия, как "тэтчеризм", возымели свой успех: дефицит бюджета был сокращен, инфляция подавлена, безработица стала сокращаться, а внешнеторговый баланс стал положительным для Британии.
Аналогии не совсем корректны, но все же...
Затеяв геополитический реванш на территории "вышедшей из под контроля" Украины ("КрымНаш" и "Новороссия"), президент Путин явно просчитался. И просчитался он именно в экономике и финансах. Допустив грубейшую стратегическую ошибку, поставив "лошадь позади телеги"... Еще задолго до "геополитического контрнаступления" отечественная экономика стала демонстрировать замедление и системный сбой. В 2008 году прозвучало грозное предупреждение, что не стоит так сильно зависеть от мировой конъюнктуры цен на сырье (в первую очередь, на углеводороды), срочно необходимы институциональные и структурные реформы, но... Все минувшие годы после мирового кризиса 2008-09 гг верхи набивали мошну, а низы уподоблялись «непуганым кроликам». И те, и другие сотворили себе «кумира», уверовали в него, а сейчас пытаются «зарыться в норке», живя по принципу «авось, вновь пронесет!»
Близорукость одних, скудоумие других. Что в «сухом остатке»? Россия – не просто страна с сырьевой рентной экономикой. Россия – страна, которая всю последнюю «пятилетку» жила в состоянии «летаргического сна». Более того, сырьевая зависимость (еще раз подчеркну, что влияние РФ на мировую ценовую конъюнктуру мизерная!) возросла в семимильной прогрессии. Вместо инноваций и модернизации, вместо ставки на малый и средний бизнес была выбрана концепция «осажденной крепости», где «первую скрипку» играют т.н. «институты развития» - госкомпании, госбанки, госкорпорации.
Тем временем, мир «не спит», он развивается и интегрируется. Перетоки финансовых, людских, технологических активов достигли беспрецедентного уровня! А что у нас? Россия сама исключила себя из западного сообщества, придумала «новую фишку» - Китай наш новый союзник, загнала себя в угол и… делает вид, что ничего страшного не произошло. Ложь, помноженная на сотворенного «кумира», равняется девальвации рубля, обвалу покупательской способности, замораживанию (воровство со стороны бюрократии) пенсионных накоплений на сумму в более чем триллион рублей, остановку экономического, технологического, производственного развития. Почему мы упустили те шансы, которые у нас были, после Пикалево?
Ответ будет жестким: потому что нынешняя власть живет одним днем (схватить, распилить, освоить здесь и сейчас), а граждане… что могут люди, которые в середине нулевых согласились быть «безмолвной толпой», которой власть гарантировала «паечку с барского стола» взамен на то, что мы «не лезем не в свои вопросы»...
И тут в Кремле решили совершить "геополитическое контрнаступление", забыв про экономику, которая медленно входила в затяжной период стагнации. Как это было не замечено горе-стратегами, для меня до сих пор большая загадка! Хотя бы взяли такой "лакмусовый" макроэкономический показатель, как отток капитала. С середины нулевых и до спецоперации "КрымНаш" ежегодно Россию покидали сотни миллиардов долларов и что? Да ничего! Власть продолжала витать в облаках, забыв и про привлекательный инвестиционный климат, и про диверсификацию экономики, и про необходимость повышения эффективности труда в РФ и т.д. и т.п.
Успешность "возвращения Крыма" сыграла злую шутку, как с государством российским, так и российским обществом. Пока все орали на каждом углу про ренессанс "русской весны", мир стал отгораживаться от "возрождающегося соседа". Соседа, который забыл про рамки приличия в мировых взаимоотношениях, но экономика которого стопроцентно зависима от мировых цен на углеводороды и иное сырье...
Выскажу парадоксальную мысль: если бы президент Путин и его команда, начиная с 2008 года, провели масштабные реформы в российской экономике, отказались от рентной модели, развязали руки малому и среднему бизнесу, отодрали чиновников и силовиков от кормления в крупных и небольших хозяйствующих субъектах, провели реальную, а не декларативную судебную и административную реформы (и т.п.), заместили бы западное фондирование отечественных компаний на внутренний рынок (для этого, правда, надо было бы кардинально изменить правила игры и перейти на создание собственных институтов, формирующих "длинные деньги"), то последствия от спецопераций "КрымНаш" и "Новороссия" были бы минимальны, по крайней мере, точно были бы смягчены!
Президент В.Путин допустил грубейшую стратегическую ошибку, когда "забыл" про экономику и "вспомнил" про геополитические амбиции. Счет за эту ошибку уже предъявлен! Россия и ее компании фактически изолированны от развитого мира, собственных резервов уже не хватает на выполнение текущих обязательств государством, инвестиционная активность и рынок кредитования "умерли", неуверенность "в завтрашнем дне" охватила, как бизнес, так и массы...
Между тем, мир развивается семимильными шагами, а что у нас в России? Мы гордимся тем, что являемся сырьевым придатком не только Европы, но теперь и Азии. Подобная «стабильность» уже сейчас привела страну к «столбовому» стоянию. Экономика, финансы, бюджетный процесс зависят от внешнего мира, с которым мы решили поссориться, защищая свои эфемерные геополитические амбиции.
Есть ли выход из этой ситуации? Есть, но прежде президент и его команда должны признать факт совершенного стратегического просчета, пожертвовать своим высоким рейтингом и начать глобальную перестройку, как отечественной экономики, так и государства в целом. Мне очень хотелось бы надеяться, что вновь появившийся шанс, возможно, последний, наша страна не упустит, как упустила минувшие 6 лет, когда в спокойном, а не «пожарном» режиме можно было расшивать самые трудные «узлы» в развитии России.