Вчера по радио услышал, что вокруг Общественного совета при ГУВД по Москве разгорается скандал (так по радио сказали). При том, что Совет этот не вот чтобы работает, а даже и не работает вовсе — «по формальным признакам приостановил свою работу» (цитата). А скандал в том, что пошли слухи - что правозащитников, якобы, близко к Петровке, 38 не подпустят, что главным советчиком московской полиции якобы прочат госпожу Костину, жену важного чиновника из кремлевской суверенно-демократической администрации и прочая-прочая.
А дай-ка и я присоединюсь к общему хору комментаторов, подумалось автору этих строк! Не к хору хвалителей, и не к хору хулителей, в частности, городского полицейского общественного совета (сам, если честно, в качестве представителя «МК», являюсь членом такого же, весьма своеобразного формирования при Главном управлении МЧС по городу Москве — о чем чуть позже), а к категории наблюдателей. Наблюдениями хочу поделиться своими, друзья мои, а выводы, как водится, попробуйте сделать сами.
Наблюдение первое: Советы общественные в России с недавних пор (особенно когда была создана Общественная палата РФ) создавать очень даже полюбили. Они есть и при силовых ведомствах, и при министре Фурсенко, и даже при Федеральной службе исполнения наказаний (возглавляет не кто-нибудь, а Народный артист России, режиссер Владимир Меньшов).
Наблюдение второе: Советы наши пухлые, многочленные, и весьма титульные по качественному составу (по этим признакам они смотрятся в сумме поинтереснее чем Госдума). Вспомните хотя бы главного военного «общественника» - кинорежиссера и актера Никиту Михалкова, ударно поездившего с мигалкой в качестве председателя Совета при министерстве обороны или поэта Илью Резника — по-прежнему действующего председателя Совета при Министерстве внутренних дел (мне особо запомнилось поздравление Илья Рахмиэлевича в адрес министра Нургалиева в честь генеральского 54-летия, опубликованное на страницах одной из газет в прошлом году — "В делах умен и смел. В своих решеньях быстр. Душою свят. Благими помыслами чист", "Рашид Гумарович, любимый мой министр. Философ, йог, руководитель, хоккеист", - пишет поэт-песенник. Ну здорово, правда!
Наблюдение третье: обязательной (и видимо очень убеждающей в чистоте помыслов) чертой многих советов, в особенности в силовых ведомствах, является мегаприсутствие в них деятелей культуры. Кроме знаменитого поэта, например, в МВДшном совете зачем-то наличествуют (цитирую официальный список) «Буйнов Александр Николаевич — заслуженный артист Российской Федерации; Карпов Вячеслав Павлович — художественный руководитель, директор «ГЦКЗ «Россия» в Лужниках»; Костина Ольга Николаевна (уж не та ли, которую прочат в Общественный Совет при ГУВД по Москве? — авт.) — организатор правозащитного движения «Сопротивление», член Общественной палаты Российской Федерации; Овсиенко Татьяна Николаевна — заслуженная артистка Российской Федерации; Шаболтай Петр Михайлович — генеральный директор-художественный руководитель Федерального государственного учреждения культуры «Государственный Кремлевский дворец»; Шарапова Арина Аяновна — ведущая утреннего телеканала "Доброе утро" (первый канал); Шилов Александр Максович — народный художник СССР, действительный член Российской академии художеств; Якубович Леонид Аркадьевич — ведущий телевикторины "Поле Чудес" телекомпании "ВИД"...
Не отстает от МВД с культурной точки зрения и культурно-творческий состав Миноборонного Совета. Приняли ли отставку Никиты Сергеевича — не знаю, но его замом, если не ошибаюсь, является хороший человек и мощный писатель главный редактор «Литературной газеты» Юрий Поляков. Проявлять общественную активность по части обороны страны готовы в Совете еще некоторые отважные красноармейцы (опять цитирую) - «Лановой Василий Семёнович - председатель межрегионального общественного Фонда содействия сохранению и развитию патриотических и культурных традиций «Армия и культура»; Миньков (Маршал) Александр Витальевич - заслуженный артист РФ, автор и исполнитель песен; Иншаков Александр Иванович - президент Ассоциации каскадёров Российской Федерации; Немов Алексей Юрьевич - вице-президент Федерации спортивной гимнастики России, четырёхкратный олимпийский чемпион по спортивной гимнастике...
Ой, чуть не забыл — питерские полицейские, как выяснилось, на пару корпусов (и каких!) опередили своих московских коллег. Во-первых они «по формальным признакам» работу Совета при питерской милиции-полиции не приостанавливали, с правозащитниками особо не цацкались, а взяли и включили в состав Общественного Совета при ГУВД по Санкт-Петербургу (цитирую) «Валуев Николай Сергеевич - многократный чемпион мира по боксу; Боярский Михаил Сергеевич - актер театра и кино; Мельникова Анастасия Рюриковна - актриса театра и кино; Пиотровский Михаил Борисович - директор музея «Государственный Эрмитаж»; ректор СпбГУ Николай Кропачев и — хорошо смотрится, согласитесь, «Рахлин Анатолий Семенович - тренер по дзюдо». Это, кстати — только тихо! - тренер Самого. Не скажу кого. Сами знаете.
Но самое тяжелое наблюдение: все советы до одного — нацеленные, казалось бы, на то, чтобы представители гражданского общества, аккуратно, скажем так, соучаствовали в работе по управлению страной (боязно сказать — контроле за деятельностью государственных органов) — утверждаются руководителями государственных органов. Тех самых, при которых они создаются, чья деятельность должна быть прозрачна, понятна обществу, эффективна в конце концов. Будут они работать эффективно, такие советы? Будут критиковать своих руководителей? Вопрос конечно интересный.
Покаюсь. То есть расскажу несколько слов о собственной работе в Общественном Совете при главном управлении МЧС по городу Москве. Честно и откровенно. Совет наш работает неважно, собирается редко, даже обидно как-то. А ведь люди-то и в МЧС (и рядом с МЧС) работают и работали хорошие, серьезные. А Совет никому ничего полезного не советует.
Ну, посудите сами! «Почему, - говорю я председателю нашего боевого органа депутату славной Мосгордумы от «Единой России» Инне Святенко, - в эти жуткие дни (заседание было 25 июля с.г.), когда все задаются вопросом - почему погиб теплоход «Булгария», что творится на реках России, и как не допустить подобных трагедий на реке, наш Совет рассматривает работу... Московского отделения Всероссийского добровольного пожарного общества и итоги конкурса детских рисунков про борьбу с огнем?» Нет ответа.
А через несколько дней на Москва-реке катер попадает под баржу и опять гибнут люди. Не взирая на наличие Общественного Совета при ГУ МЧС по г.Москве и множества других наших замечательных Советов.
Привет.