Я предлагаю тезис: Гений – это просто! Просто хорошо поставленный пиар и умелые коммуникационные стратегии.
Все – пиар и стратегии. Все вообще.
Дм. Быков – один из самых известных российских литераторов – когда-то заявил: МК занимались самым гадким пиаром на смерти Дмитрия Холодова. В том смысле, что главный редактор только и делает, что поминает убитого журналиста, называет героем, затевает бесконечные судебные тяжбы, проигрывает-выигрывает… Словом, создает все новые информационные поводы на крови, а тиражи тем временем растут, а владелец подсчитывает барыши.
Андрей Васильев, один из лучших российских медиаменеджеров: «Письма Ходорковского становятся новостным поводом, а послания Березовского – нет, потому что на Ходорковского работают лучшие пиарщики».
Два года назад экскурсовод в Ватикане объяснял туристам: «И в XVI веке была коррупция! Рафаэль получил заказ на роспись в папском дворце благодаря покровительству родственника!» (Речь шла о фресках «Афинская школа» и др.) Не было бы родственника, не было бы и «гения Возрождения».
Исследователь социологии чтения А. Рейтблат выпустил книгу: «Как Пушкин вышел в гении». В ней он объяснил, что Пушкин «вышел в гении» при помощи умелого самопиара и ловких маркетинговых стратегий.
Анна Ахматова, будучи человеком прозорливым, сразу поняла, куда метит молодой тогда поэт Иосиф Бродский, отказавшийся каяться и получивший срок за «тунеядство»: «Какую биографию делают нашему рыжему!» (Рыжий – это Бродский.) Дальше все было просто. Хитрый Бродский воспользовался полученным сроком, чтобы создать себе имидж «гонимого властью поэта». Сформировав этот имидж, он очень ловко пробрался в ранг талантливейшего поэта современности и вышел на Нобелевку. Но и этого ему было мало. Бродский ударил стратегией: «не вернусь, мол, в Россию». Из-за этого к нему стали в Италию ездить киношники, снимать его в Венеции и Нью-Йорке, то спереди, то сзади, то сидя, то стоя, и так он пробрался в гении.
А сама Анна Андреевна ловко использовала своего первого мужа, погибшего от рук большевиков поэта Гумилева. Сама замуж выходила сколько раз, а стихи продолжала писать про убитого поэта и про свои, связанные с этим, переживания. Ловко! Ну, а уж про то, как она использовала известную речь Жданова и постановление правительства 1946 г. о журналах «Звезда» и «Ленинград», так это просто статуи в Летнем саду краснеют за известного поэта. А все для того, чтобы создать себе имидж поэта-страдальца в глазах либерально-космополитической общественности. И ведь это ей отчасти удалось. Отчасти, потому что работала вприглядку, наугад, без помощи профессионалов.
Всем известно, какую организационную работу провел Солженицын в направлении получении Нобелевки. Сначала пробрался на фронт и воевал, потом умудрился сесть по 58 ст. в самом конце войны. Получил срок, вышел. Затем написал свой великий эпос «Архипелаг ГУЛаг». И таки, получил лауреатство!
Академик Андрей Сахаров тоже занимался пиаром, одних пресс-конференций, посвященных защите то того, то этого дал, наверное, несколько сотен. Даже голодал в своей ссылке в Горьком несколько месяцев, якобы, чтобы жену его пустили на Запад операцию на глазах сделать, а, на самом деле, чтобы она рассказала западным медиа про него, родимого. И все это он делал на «публику», чтобы произвести впечатление. «Публика» его тайно снимала и посылала эти фильмы на Лубянку, а через пять лет наступила перестройка, а через десять лет эти пленки стали доступны. И теперь мы знаем, что Сахаров, голодая, был весел, и все время, наверное, думал о том, какое впечатление его голодовка произведет на потомство.
Известный советский политзэк Владимир Буковский тоже ловко подстроил свое пятнадцатилетнее заключение. Мол, отсижу годков несколько, а потом меня власти обменяют на известного коммуниста Луиса Корвалана и стану я для всего мира, хоть на короткое время, самым известным борцом за права человека. Даже время обмена он подгадал – под католическое рождество. А сам потом хвастался: Власти не понимали, какую замечательную рождественскую сказку со счастливым концом (заключенный на долгие годы диссидент освобождается) они дарят западным журналистам.
Так что, все – пиар, вообще все.
Граф Лев Толстой, на словах, всячески старался уйти от всего, что хоть на йоту напоминало бы пиар, но, когда о нем читаешь, то кажется, что старик только и занимался пиаром.
Понятие чести, которую всю жизнь отстаивал Александр Сергеевич, тоже, своего рода, коммуникационные стратегии.
Не был бы Пушкин искусным самопиарщиком и пробивным нахалом, не пролез бы он в гении. Небезызвестный поэт Рюхин в «Мастере и Маргарите» выразился так: «повезло! …Стрелял, стрелял в него этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие…». Нет, милый ты мой Рюхин, именно что не «повезло», а сам же Пушкин все и подстроил. Специально письма писал обидные, чтобы его на дуэль вызвали. Вынудил Дантеса и выстроил на этом свою стратегию по созданию имиджа «национального поэта», погибшего от пули врага. На крови, можно сказать, имидж построил. Самопиар, как и было сказано.
Если серьезно, то, занимаясь разоблачением Пушкина как самопиарщика, «исследователи» забывают, какой грандиозный проект торжества коммуникационных стратегий разыгрывался в нашей стране. Советский режим – самый кровавый в Европе – успешно выстраивал свой имидж в течение 70-ти лет. В результате, количество людей во всем мире, искренно любящих людоеда и его шпану, не поддается исчислению. Так же, как и психология этой любви и обожания. Все пиар, но такого кровавого пиара мир до этого не видел. То, как режим «продавал» свои зверства – это шедевр коммуникационных стратегий.
Великие отцы пиара изучали психологию и психоанализ, чтобы понять, что движет массами и отдельным потребителем, чтобы придумать стратегии для продвижения нового сорта мыла или сигарет. А наш Сталин ничего не изучал, но и он придумывал «стратегии» и «кампании», слоганы и базовые концепции.
Простые глуповатые американцы покупались на рекламные стратегии и сметали с прилавков новое мыло и предпочитали «Коку» «Пепси», а наши советские люди не только покупались, но и искренно включались в кампании по разоблачению врачей-убийц и инженеров-вредителей, по раскулачиванию и раскрытию тайных врагов. Кто от страха, кто от дикости, кто от безразличия. И это доказательство того, что мы ничем не хуже глупых американцев.
Сегодня кажется очевидным тот простой вывод, что это пиарщики посоветовали Ходорковскому не уезжать из России и специально сесть в тюрьму и сидеть до сих пор. И все это для создания наибольшего эффекта от его тюремных посланий. Вот до чего доходят иногда пиарщики: в тюрьму готовы засадить клиента, чтобы только тот производил полноценный информационный повод.
Так что, везде блат, и пиар, и талантливый маркетинг. А школьникам морочат голову про гений и талант. И зря, потому что сегодня любой первоклассник знает: без пиара и накрутки трафика ты – никто, а с тысячей лайков ты – король.
А раз в этом уверены школьники, то глупо тратить силы и сопротивляться. Поэтому мое предложение такое: считать нашу страну «страной победившего пиара». Вместо того, чтобы раздавать деньги чиновникам, чтобы они выбивались из сил и строили дороги, школы, больницы, обновляли армию, боролись с крамолой, давайте с самого начала договоримся. Речь идет не о дорогах, а о пиар-проектах: проект «Дорога!», проект «Армия!», проект «Лечение!», проект «Патриотизм!» и т.д. Создадим одно большое пиар-агентство с одной главной коммуникативной стратегией: «Патриотизм и работа на будущие поколения» (ТМ – Сергей Шойгу). Деньги поделим по-честному. Так мы убьем двух зайцев: и люди сыты, и леса наши целыми останутся. А дороги, ну, что же дороги? - Главное до Шереметьево добраться, а там, три часа лета – и, пожалуйста: и дороги, и лечение, и даже реформированная армия, и форма, между прочим, очень похожая…
А их потомки скажут про нас: Это была великая страна победившего пиара!