Спрос на"чернуху" в СМИ: "если бы не писали, я бы не читал"

Блог Светланы Дутты
Психоаналитик

Специально для "МК в Твери" психоаналитик и преподаватель психологии Светлана Дутта представляет свою авторскую колонку.

Опыт людей, чья деятельность связана со СМИ, показывает, что люди чаще читают плохие новости и хроники происшествий, чем позитивные. При этом сами же жалуются, что СМИ дают один негатив. Откуда такой спрос на "чернуху"? Почему она востребована, а новости про выставки, концерты, природу и культурные события остаются без внимания?

Я бы выделила три момента, способные приблизить нас к пониманию данного вопроса.

«Хлеба и зрелищ»

Еще со времен правления императора Августа в ходу крылатое выражение «хлеба и зрелищ», и вот откуда оно взялось: римское правительство, идя по пути популизма, начало активно практиковать бесплатную раздачу хлеба, вина, масла и других дешевых продуктов питания. Одновременно население потчевали и бесплатными зрелищами: цирковыми представлениями, боями гладиаторов и зверей. Цель стратегии была проста: создать ощущение благополучия, спокойствия и мира в городах. В итоге: люди перестали замечать, что происходит вокруг.

С тех давних пор мало что изменилось: в том числе внутреннее устройство человека. Нашим гражданам также хочется хлеба и зрелищ, чтобы создать – уже внутри себя - некую иллюзию. Ведь гораздо проще обсудить число погибших незнакомых людей, чем думать о собственных потерях, собственных проблемах и о любых проявлениях душевной жизни. Люди боятся чувств, особенно собственных. Наблюдать горе, страдание, смерть со стороны гораздо проще. Очень многих чужая судьба, к сожалению, интересует больше, чем своя собственная.

Про чувства

В нашей жизни есть младенческий период, о котором мы потом забываем. В этот период мы еще понятия не имеем о собственных чувствах и, по незнанию, видим их в других людях. Голодный ребенок злится на маму, но при этом боится, что это она разозлится на него, так как чувствует злость в себе. Поэтому он будет чутко улавливать в выражении маминого лица признаки этой самой злости. И в тот момент, когда она действительно разозлится, ребенок чувствует (не думает(!), так как младенец еще не может думать): "она злится", "так я и знал". Мы вырастаем, а привычка остается. Ревнивец везде ищет измену, не подозревая, что он сам в душе чувствует желание ее совершить, лжец кругом подозревает обман, считая себя честным человеком, которого почему-то все кругом обманывают, кто-то жалуется на несправедливые обиды в свой адрес, хотя и сам готов наброситься на кого-то и обидеть… Так же выглядит и парадокс с популярностью негативных новостей: читатель, не пропускающий ни одной «страшной статьи», не забудет при случае упрекнуть СМИ в «желтизне». Мол, если бы они не писали «жареные» вещи, я бы их тогда не читал. Собственный интерес как бы отрицается, но раз на негатив такой спрос, значит, он есть.

Что в нас отзывается.

Если вы не носите очков, вы не обидитесь на слово "очкарик", если Вы не слишком худой, вы не заплачете от обзывательства "скелет", если вы лауреат Нобелевской премии, вас не тронет обвинение в глупости. Говоря проще, в нас всегда отзывается то и только то, на что мы внутренне готовы откликнуться. Любви человеческий ребенок учится. А агрессия - она первична. В нас спрятано и забыто очень много неприятных для нас самих черт, характеристик. Люди не привыкли говорить о собственной зависти, злости, недоброжелательности. Но почитать об этом - всегда пожалуйста! Это же не про меня, это же про них!

Вот, на мой взгляд, три момента, из которых рождается интерес к «чернухе». Задуматься тут стоит всем: и СМИ, и читателям.

Другие записи в блоге

Самое интересное в блоге

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру