Итоги прошедшего арт-сезона в России таковы, что главную премию года имени Кандинского поделили между собой группа АES +F за видеоинсталляцию "Священная аллегория" и Гриша Брускин за скульптурный проект "Время Ч". Заслуженно. На фоне бедного искусства, которым определяется сегодня вся отечественная ситуация, лауреаты выглядели просто блистательно. Неоспоримо дорого. И абсолютно безпроблемно. Не затронув своими работами ничего и не обидев никого.
Что касается идейных новаций, то с этим у всех номинантов оказалось плохо. Попросту, их не было. За исключением, возможно, одного художника, регулярно попадающего в списки номинантов как в конкурсе Кандинского, так и в другом престижном конкурсном мероприятии "Инновация" и по этому показателю являющегося бесспорным лидером, но который, тем не менее, никогда не рассматривался в качестве реального претендента на получение главных премий художественного мира.
Это Антон Литвин, представивший в 2012 году видео "Шествие", сделанное по теме протестных акций прошедшего года. Бесконечный ряд идущих ног с рефреном "Мы еще придем!". Очень концептуально и актуально.
Почему тогда не Литвин?
Во-первых потому, что эксперты такие - не желающие понимать, что в сегодняшней России искусства вне общественно-политического контекста быть не может. Именно в силу этого непонимания, а точнее, неприятия, экспертный совет не допустил в список номинантов 2012 года самую известную без всяких оговорок в мире арт-группу года Pussy Riot.
Во-вторых потому, что не глянулся совету совершенно безбюджетный проект Литвина. Скромненький. На маленьком экранчике. В душу не западающий количеством труда и финансовых вложений, которые для многих оценщиков искусства, как, собственно, и для народа, в целом, является определяющим критерием. Тут в качестве иллюстрации можно вспомнить конкурс Кандинского 2008 года, когда жюри дрогнуло перед авторским апломбом и количеством сусального золота, использованного в псевдопатриотическом проекте Алексея Беляева-Гинтовта "Родина-Дочь". Присуждение премии этому художнику тогда вызвало резкий протест со стороны профессионального сообщества. В то время как в шорт-лист не попала без сомнения значительная по своей актуальности работа Дмитрия Врубеля и Виктории Тимофеевой "Евангельский проект", равно как и социально заостренная работа Александра Шабурова и Вячеслава Мизина, "Целующиеся балерины".
В таких случаях, как правило, возникают дополнительные вопросы. Один из них - отношение к решениям жюри хозяев-капиталистов. В данном случае я имею ввиду Шалву Бреуса, на деньги которого успешно функционирует мероприятие по выявлению лучшего из лучших в российском искусстве. Нет ли у него сомнений по поводу правильности выбранной его командой дороги?
Ну, вот, собственно, и все итоги года, заключающиеся в том, что современное искусство уровню существующей в обществе проблематики по-прежнему не соответствует и этим очень точно отражает состояние страны, которое также характеризуется несоответствием реально существующих гражданских запросов ложнопонимаемым государственным ценностям.
АЕС+Ф. Священная аллегория. 2012 год
Pussy Riot. Освободи брусчатку. 2012 год
Антон Литвин. Шествие. Мы еще придем. 2012 год.
Гриша Брускин. Время Ч. 2012 год
Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. Евангельский проект. 2008 год
Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева. Евангельский проект. 2008 год
Синие носы. Целующиеся балерины. 2008 год