Когда-то давно я смотрела американские фильмы и с легкой завистью. Там если что-нибудь мало-мальски значимое случается — поймали преступника, кто-то нашел клад, или потерявшийся человек чудесным образом нашелся - тут же откуда не возьмись набегают толпы журналистов с теле и фото-камерами. И персонажи материалов (назовем их социальными знаменитостями) счастливо рассказывают всему миру о том, что с ними произошло. Или не рассказывают, убегая от «назойливых папараци».
По всей видимости, наши отечественные социальные знаменитости, тоже эти фильмы все смотрели. И каждый считает своим долгом послать журналиста на три веселые буквы. Надо это или нет. Так же как и все официальные лица. Мною давно замечено, как только вокруг персонажа (который вчера еще был обычным дядей Васей и подметал улицы) возникает больше трех представителей СМИ — все! У него мгновенно начинается как минимум звездная болезнь, а как максимум мания преследования.
Вот вам для примера случай с девятилетней Женей Мельниковой, которую злостный дядька - маршруточник выкинул из машины на мороз (март 2013). Слава богу, все счастливо кончилось и девочка нашлась. Однако, до этого радостного события супер активная мамаша успела поднять на уши пол Москвы. Информация с фотографией Жени облетела все газеты и ТВ-программы. Тут же прибыли волонтеры — около полусотни, которые начали прочесывать округу. Еще бы — пропал ребенок! Девочка! И это на фоне всех жестоких убийств и издевательств, которые произошли в России в последние месяцы. Откликнулись все кто мог.
Но вот девочка, слава богу, нашлась. И даже, как бы, появился потенциальный виновник — абстрактный водитель маршрутки. И все редакции, кто вчера помогал искать Женю, направили своих корреспондентов описать чудесное спасение. Но не тут-то было! Мамаша, яростно отворачивается от телекамер.
Вот она с девочкой приехала в УВД для проведения следственных действий. Как настоящие профессионалки (певица Мадонна с детьми — не меньше) они юрко и ловко просачиваются сквозь журналистов и исчезают за дверями. Для десятка людей — корреспондентов, операторов, ассистентов, начинается мучительно ожидание чуда. А вдруг выйдет? Вдруг мелькнет в окошке.
- Блин, - жалуется мне коллега из известной газеты. - У нас номер подписывается через 15 минут, а писать нечего. А главное — ни одной фото! Если мы что-нибудь не добудем, как минимум оштрафуют. А то и уволят.
- А у нас новостной выпуск в 19:30, а еще смонтировать надо.
Вот в такие моменты и начинается то, из-за чего нас журналистов, называют — бесстыжими, наглыми, беспардонными. Милая девушки (та, которая из известной газеты) со своим фотографом потихоньку прокрадывается к кабинету, в котором идут следственные действия. К тому моменты охрана уже ослабела (еще бы — третий час обороны уже пошел, всем же надо в туалет и покурить) и их замысел удается. Резко открыв дверь кабинета они начинают судорожно снимать все подряд. Звездный час длится пару секунд. Тут же набегают полицейские и фотографы ловко разбегаются на ходу пряча фотоаппаратные карты памяти за щеки.
Почувствовав свою неудачу другие представители СМИ бросаются спасать дело кто как может. Мчатся к дому семьи, лезут через заборы, снимают все подряд:
- А у мамаши-то джип «Ленд Ровер». Богатая! А ребенку на проезд дать не могла.
Ту же по своим каналам пробивают всю подноготную Даши Мельнковой (мамы): ГИБДДшные штрафы, разводы, суды. А что делать, писать-то надо. Другие отчаянные пытаются повторить подвиг коллег, сумевших-таки заснять главных героев истории. Выбегает представительница пресс-службы УВД, пытается всех выгнать на улицу, сначала вежливо, потом срывается на крик.
А не проще ли было ей убедить маму, чтобы та вышла к журналистам всего на пару минут. Сказала бы дежурные: «Всем спасибо за помощь. Дочка в безопасности слава Богу...». Так было бы правильней и для психики ее же собственных детей. Представляю, как страшно от всего происходящего бедной девятилетней девочке Жене.
Конечно, в погоне за просмотрами, дешевыми сенсациями и жаренными фактами иногда представители СМИ готовы на потерю совести. Но это редко. Чаще все же нас на это толкают сами герои.