Павел ИВАНОВ
журналист, краевед, экскурсовод, кандидат философских наук
Тверской Спасо-Преображенский собор обрел свои купола. До окончания строительства еще остается сделать довольно много, еще не построена колокольня, но уже сейчас, с окончательным формированием силуэта собора стало очень интересно наблюдать его из разных точек города. Его видно неожиданно с очень многих и дальних точек. С восточного моста и из разных мест Затверечья, Заволжья; из Затьмачья и, конечно, по всему протяжению Советской улицы, от мечети и до территории кремля.
О чем это говорит?
С одной стороны, о том, что несмотря на колоссальные утраты, которые город понес в последнее время, несмотря на то, что в разных частях исторического центра появились многочисленные уродливые высотки, большая часть его все-таки еще не уничтожена, и собор продолжает над ней господствовать. В этом отношении мы разительно отличаемся от Ярославля, где для достижения подобного эффекта новый Успенский собор пришлось сделать больше в полтора раза, чем его исторический предшественник (и от этого ярославский собор вряд ли выиграл).
С другой стороны, масштаб собора показал, как мудры были градостроители средневековья. Предполагая, что собор 1689-1696 годов был, в целом, выдержан в габаритах более древнего храма, мы видим, как хорошо этот храм вписан в масштаб волжских берегов, в ритм вертикалей городских храмов. Будь он больше, будь амбиции у тверских архиереев XVII века выше, собор был бы чрезмерно громадным. Будь он меньше, соборный храм был бы всего лишь одной из многих приходских церквей.
Современный собор, можно это сказать, сделал Тверь древнерусским городом, добавил к нашей екатерининской классике такую нотку, которая напоминает о древней Твери времен ее святых князей. Это превращение было замечено всеми. Одними – с восторгом и радостью, другими – с нескрываемой ненавистью. Но пропустить это событие не смог никто. И это еще один факт, говорящий за исключительную градостроительную значимость Спасо-Преображенского собора. Он не на периферии Твери, он не остался в средневековом заповеднике – он реально влияет на жизнь и облик современного города.
Грустно, конечно, видеть, как многие люди, хорошие, умные, любящие культурное наследие, болеющие за плохое состояние многих архитектурных памятников Твери (Речного вокзала, областной детской больницы, старинных особняков и изысканных «сталинок»), в штыки приняли собор. Аргументы у них прежние и до дыр затертые. Даже отвечать на них еще и еще раз уже надоело. Глупо видеть в соборе только лавочку по продаже свечей, от которой «попы» якобы сказочно разбогатеют (говорящие так не представляют совсем приходской экономики). Не менее глупо видеть в соборе альтернативу больницам, школам, детским садам и другим общественным зданиям. Соборы не строятся как альтернатива всем иным благам, они – не символ крепостного права, голода, отсутствия медицины или другой беды средневековья. Они – символ вечного стремления человека к небу, символ надежды, символ веры в добро и его конечную победу. И в этом стремлении, в этом чаянии добра вопреки темноте и тоске обыденности человек и в XIII веке, и в XVII-м, и в XXI-м одинаков.
Так что остается порадоваться тому, что восстанавливаемый собор в Твери в числе наиболее удачных воссозданий соборных храмов в России. И поблагодарить тех, кто трудится над его воссозданием, пожелать им не торопиться, не халтурить, стараться воспроизвести как можно больше деталей, напоминающих о том, старом соборе, выдающемся сооружении своего времени.
Фото: Андрей Митрошин