В фильме «Блокбастер» герои приезжают в Тверь.
Началось со скандала. Когда фильм "Блокбастер" был уже закончен, продюсеры разругались с автором – сценаристом и режиссером в одном лице. Поэтому вместо Романа Волобуева, бывшего редактора и кинообозревателя популярного журнала «Афиша», составителя и соавтора книжки «500 фильмов, изменивших мир», а с недавних пор еще и кинопостановщика, в титрах значится некая Наташа Тюльпанова. Юмор в том, что именно под таким «красивым» с точки зрения провинциальной барышни псевдонимом фигурирует в сети В контакте одна из героинь фильма.
На открытии кинофестиваля «Кинотавр» перед началом сеанса, собственно, и случился скандал. Волобуев заявил публике, что три продюсера «Блокбастера», с которыми он в полном согласии делал два своих предыдущих фильма, изуродовали его картину своими сокращениями, убрав несколько важных, с точки зрения автора, сцен. Якобы с целью сделать картину более динамичной и удерживающей высокий градус зрительского внимания. И поэтому он решительно требует убрать свою фамилию из титров своего детища, которое продюсеры сделали ему чужим.
Трудно сказать, удастся ли теперь кому-нибудь увидеть авторскую, а не продюсерскую версию «Блокбастера». Но, как бы то ни было, фильм получил на «Кинотавре» спецдиплом жюри «За новый уровень жанрового кино». Что же это за жанр?
Как можно судить по результату, представленному сегодня на тверских экранах, получилась криминальная комедия, не претендующая на глубину анализа современных реалий. Завязка действия состоит в том, что ведущая дурацкой передачи некой столичной телекомпании «про любовь и отношения», приехав после утомительной смены перед телекамерами в модерновую квартирку своего, скажем так, сердечного друга, обнаруживает на кухне незнакомую девицу в трусиках, а затем и коварного красавца, выходящего из спальни в неглиже. Для спортсменки, занимающейся тайским боксом, чтобы блестяще выглядеть на экране, это удар ниже пояса.
Держать удар Лиза, приехавшая завоевывать Москву из Омска, похоже, училась только на ринге. В жизни после такого крушения она выпивает чуть не целую бутылку вина прямо за рулем и катит сквозь слезы обиды куда глаза глядят. Чтобы оказаться в итоге в ста километрах от Москвы, в городе с классически советским названием Электроугли, нарушая режим, есть подозрительную шаварму после 6 вечера и стать нечаянной свидетельницей ограбления.
Грабит пункт микрокредитования красивая девушка-бухгалтер – та самая Наташа Тюльпанова из соцсетей, которая в мечтах о карьере модели и опять-таки «завоевании» Москвы выкладывает в сетях свои более или менее одетые фото. Вполне естественно, что две несчастные окажутся в итоге в Лизиной машине и вместе начнут уходить от полиции, от владельцев ограбленного пункта раздачи денег, а также от роботоподобного бандита-терминатора.
Следствие, как говорится в фильме, без труда установило, что грабительница дура. В роли Наташи Анна Чиповская, снявшаяся уже в 30 фильмах, но более всего запомнившаяся по роли в сериале Тодоровского-младшего «Оттепель» (и не только сценой ню), демонстрирует отличное чувство юмора и уморительный провинциальный говор. По ходу все более запутывающейся интриги две случайные подруги оказываются – вы не поверите – в Твери, где беглянка-грабительница пытается спастись, одолжив у троюродной сестры ее загранпаспорт. Развязка, можно не волноваться, будет благополучной, а фильм, оснащенный привлекательными актерскими работами Михаила Ефремова, Светланы Ходченковой (40 секунд на экране), Евгения Цыганова (следователь, мечтающий написать бестселлер) и Светланы Устиновой в роли Лизы, не даст заскучать.
И все-таки интересно: что изначально хотел сказать автор? О его измененном продюсерами замысле можно отчасти судить по тому, как нарастает к финалу абсурд ситуаций, так что становится уже плохо понятно: что происходит на самом деле, а что нафантазировал следователь-детективщик. Отчасти – по сохранившимся репликам, из которых можно реконструировать отношение автора к идее женского «завоевания» Москвы, к той социальной пропасти между столицей и остальной страной, которая прямо указывает на шаткость государственной экономической политики. А может быть, режиссер ни о чем таком серьезном и не помышлял, а просто хотел развлечь публику и заодно доказать, что владеет приемами жанрового кино – с эффектно, на голливудском уровне снятыми погонями и драками, со смешными репликами и с обаятельными актерами. Если так, то фильм вполне заслуживает зрительского внимания. Хотя тайна сокращенных эпизодов все равно будет дразнить настоящих ценителей.